Визит президента Украины Владимира Зеленского в Италию остался практически незамеченным итальянскими СМИ. Несмотря на то, что Зеленский провёл переговоры с высшим руководством страны (президентом Серджо Маттареллой, премьером Джузеппе Конти) и папой римским Франциском, журналистов интересовал больше музыкальный фестиваль в Сан-Ремо и вспышка коронавируса в Китае. Украина в глазах итальянского общества не настолько статусное государство, чтобы уделять приезду её президента повышенное внимание.
В рамках визита в Итальянскую Республику президент Украины Владимир Зеленский встретился с президентом Италии Серджо Маттареллой. Фото:
Встреча Владимира Зеленского с премьер-министром Италии Джузеппе Конти. Фото:
Основной целью визита Зеленского были переговоры на экономическую тему. Нехватка финансов – главная проблема украинского государства. Зеленский указал, что Италия входит в первую тройку торговых партнёров Украины, товарооборот между странами составляет $4 млрд, стоит задача его увеличения.
Достичь новых показателей Киев собирается рекламой в Италии украинских инвестиционных проектов, приглашением итальянским инвесторам поучаствовать в приватизации промышленных активов и реанимацией Украинско-итальянского совета по экономическому, промышленному и финансовому сотрудничеству.
Последнее заседание совет провёл в октябре 2015 года и больше проблемами украинско-итальянского делового партнёрства не занимался.
Украинская пресса изображает Италию как принципиального союзника Украины, осуждающего российскую «аннексию» Крыма и поддержку республик Донбасса. Правда, приходится признавать наличие в Италии двух представительств ДНР и ЛНР – в Турине и Вероне, а также площади мучеников Одессы в Чериано-Лагетто в память о евреях, казнённых румынскими союзниками Гитлера в Одессе в 1941 году, и одесситов, уничтоженных украинскими неонацистами в Доме профсоюзов 2 мая 2014 года.
Конечно, представительства ДНР и ЛНР в Италии не имеют официально признанного дипломатического статуса, но их присутствие в стране чётко показывает, кому симпатизируют простые итальянцы. Красноречивым фактом служит также ответ Рима на просьбу Зеленского отнестись снисходительно к украинскому нацгвардейцу Виталию Маркиву, обвиняемому в убийстве в Донбассе итальянского журналиста Андреа Рокелли в 2014 году: итальянское правосудие независимо от мнения властей.
Италия настроена куда менее антироссийски, чем хотелось бы Киеву. Конте после встречи с президентом России Владимиром Путиным в 2015 году официально сообщил, что Рим работает над отменой санкций против России, а состояние российско-итальянских отношений назвал прекрасным. Товарооборот между Италией и Россией только в первом квартале 2019 года составил почти $6 млрд, и стороны трудятся над его повышением.
Пока на Украине под воздействием пропаганды повышается процент тех, кто позитивно относится к НАТО (
66% итальянцев, а это почти в два раза больше, чем в 2015 году, выступают против участия итальянской армии в отражении гипотетической «российской агрессии» на другие страны НАТО, иначе говоря, не хотят соблюдать ст. 5 Устава НАТО о коллективной самообороне. Эта статья очень нравится политиканствующим русофобам в Киеве, которые надеются, что членство Украины в НАТО обеспечит безвозмездное присутствие на её территории натовских штыков.
Количество тех, кто выступает за партнёрские отношения с США и с Россией без ущерба для обеих сторон, превышает в Италии число тех, кто готов пожертвовать отношениями с Россией ради улучшения отношений с США – 45% против 38%. 45% итальянцев выступают против применения силы блоком НАТО для поддержания существующего миропорядка, 52% за, но в 2007 году последних было 73%. Как видим, будущее мира из Италии видится не совсем таким, каким оно видится Киеву.
Отдельно стоит упомянуть беседу Зеленского с папой римским, в ходе которой украинский президент старался поглубже втянуть Святой Престол в межконфессиональное противостояние на Украине.
Суть вопроса в том, что Украинская грекокатолическая церковь (УГКЦ) давно мечтает заполучить патриарший статус. Это позволит УГКЦ претендовать на звание национальной церкви. По факту УГКЦ есть церковь меньшинства, а глава УГКЦ официально именуется верховным архиепископом, а не патриархом. Признание за униатской церковью национального значения позволит ей выступать в качестве выразителя альтернативного цивилизационно-исторического пути украинского государства и его граждан, выстраиваемого на противостоянии с православием и общерусской историей Киевской Руси, и объявить своей столицей Киев, а не Львов.
Через повышение статуса УГКЦ команда Зеленского хочет добиться большего участия Ватикана в переговорном процессе по урегулированию ситуации в Донбассе, обмену пленными и оказании гуманитарной помощи населению региона. На встрече с папой Франциском он выразил благодарность за €16 млн, выделенных в виде траншей на нужды пострадавшим от гражданского конфликта, но Франциска этим не умаслил.
Ватикан не считает целесообразным сейчас излишне педалировать события с патриаршеством УГКЦ, чтобы не стать явным инициатором очередного углубления межконфессионального раскола на Украине. Но держит руку на пульсе событий и ждёт нужного момента.
В идеологии современной украинской государственности униатству отводится роль европеизаторской религии. УГКЦ была духовным двигателем евромайдана и наступления на права украинских православных. УГКЦ – непримиримый сторонник жёстких мер против Донбасса. Верховный архиепископ УГКЦ Святослав Шевчук призывает руководство Украины и граждан не капитулировать перед «агрессором», не заканчивать войну «любой ценой», а требовать «справедливости». То есть униаты – за войну без конца.
Как выглядит справедливость по-униатски, можно судить по сонму её героев. Например, кардинал Иосиф Слепой. Он первым ввёл литургическую традицию называть себя и своих преемников патриархами (не имея официального патриаршего статуса), правил торжественные службы в день рождения Гитлера и призывал украинскую молодёжь вступать в ряды ОУН-УПА и дивизии СС «Галичина». Мечтая о патриаршестве, УГКЦ ссылается в первую очередь на Слепого и введённую им традицию.
Впрочем, Ватикан эти факты не смущают. Католичество и фашизм часто шагали рядом. В 1933 году Ватикан подписал конкордат с Третьим рейхом, а прозвучавшая позже критика папой римским Пием XI Гитлера была вызвана не тем, что Гитлер был нацистом, а тем, что Гитлер ставил личную власть выше церковной. В XXI в. Ватикан действует осторожнее, но в том же ключе: осуждать пронацистские настроения в лоне УГКЦ не собирается.
Зачем президенту Украины, где религией большинства является православие, лоббировать интересы УГКЦ в Ватикане? Судя по выступлениям Зеленского за рубежом, он мало думает о последствиях тех инициатив, которые озвучивает в Италии, Ватикане, Польше, Израиле и других странах, которые посещает с визитами. Ему нравится внешняя сторона этих визитов: вчерашнего комика сегодня принимают мировые лидеры, говорят в его адрес комплименты, делают дипломатические реверансы. Фактически это тот же адреналин, что и овации зрительного зала. Зеленскому нужен этот адреналин – и он его получает. Вот и после встречи с папой Франциском он довольно похвастал: «Папа даже назвал меня президентом мира – вот такой у меня сейчас имидж в Европе!»
А о последствиях пусть думают те, кто пишет речи украинскому президенту. Или тоже не думают…
Заглавное фото: Владимир Зеленский в Италии встречается с папой римским, источник: president.gov.ua