Такой вопрос впору сегодня задать Министру энергетики Украину Игорю Насалику. И дело даже не в том, что угля на складах ТЭС заготовлено меньше плановых показателей, а в том, что министр снова обманул. А в ситуации Украины обман министра энергетики чреват большими последствиями для экономики и населения. Но обо всем по порядку.
Еще пару недель назад Игорь Насалик отчитывался о преодолении энергетического кризиса на Украине. На тот момент все шло хорошо. Наконец были запущены в эксплуатацию оба блока «долгостроя» на ЗАЭС, а погода позволяла начать накопление запасов угля. Ко всему прочему министром было заявлено, что в ноябре 2016-январе 2017 года Украина получит 560 тысяч тонн угля морем.
Прошло 2 недели. 2-ой блок ЗАЭС опять остановлен в следствии аварии. Это сразу же вызвало локальный энергетический кризис (по углю) и потребовало нового успокоения общественности. И вот сегодня министр заявляет уже о 350 тысячах тонн угля, которые должны прийти на Украину с учетом уже пришедших 72 тысячах тонн в сентябре.
То есть осталось 278 тысяч тонн. При этом Игорь Насалик пеняет железнодорожникам, требуя, чтобы они смогли обеспечить перевалку этого угля на электростанции Украины. У него это вызывает опасения, так как он … в курсе проблем предприятия.
«Подготовка и прохождение отопительного периода — это дело не только Минэнергоугля, а всех министерств и ведомств. Хочу обратиться к гендиректору «Укрзализныци» с просьбой приложить максимальные усилия по обеспечению грузовых перевозок угля на склады украинских ТЭС. Я знаю, что сегодня есть вопросы с грузовыми вагонами, которых не хватает для доставки энергетических марок угля. Но мы все вместе должны приложить усилия для обеспечения украинцев теплом и светом».
(Игорь Насалик)
И он прав. УЖД пытаются решить локальный кризис по перевалке зерновых. Все усилия брошены именно на этот фронт. Главная задача, вывезти из страны как можно больше зерна, чтобы часть урожая не пришлось оставлять в поле. И при этом надо будет еще возить уголь. И все это из одних и тех же портов.
Раньше проблем не было, так как шахты находились на Донбассе и узкого места в железнодорожной портовой инфраструктуре не было видно.
С этим понятно. А почему вдруг за пару недель резко уменьшился оптимизм по поводу завоза угля морем?
Предлагаю как версию. За последние четыре месяца стоимость энергетического угля на мировых площадках выросла вдвое.
Например, базовая цена на энергетический уголь премиум-класса достигла 100 долл./тонну FOB Австралия.
И возможно выделенных правительством денег просто не хватило на фрахт необходимого количества угля. А потому 560 тысяч тонн и превратились в 350 тысяч тонн. В общем, наблюдаем дальше.