Американское издание считает, что легендарный советский Ту-144 является самым «экзотическим и таинственным» пассажирским самолетом.
Информационный портал CNN опубликовал материал на тему разработки сверхзвуковых пассажирских авиалайнеров. По словам обозревателя издания, благодаря Ту-144 СССР по праву считается победителем в этой гонке.
В 1971-м году на международном авиасалоне Ле Бурже советская новинка была впервые представлена западной публике. К тому времени британо-французская компания также разработала свой вариант СПС «Конкорд», поэтому к встрече с конкурентом готовились основательно. Однако все было тщетно: Ту-144 затмил всех на парижской выставке.
По словам журналистов, Ту-144 впечатлил абсолютно всех. Французский президент Жорж Помпиду, забыв о национализме, назвал его «красивым самолетом», а создатели «Конкорда» признали, что советское воздушное судно гораздо «тише и чище». Многие эксперты, посчитав его «более экзотическим и таинственным», отмечали, что достижения СССР в авиастроительной отрасли того времени заслуживали уважения.
Взяв первенство в перспективной промышленной сфере, СССР «обставил Запад на поле сверхзвуковых пассажирских перевозок». Несмотря на то, что англо-французский самолет дольше продержался в воздухе, Ту-144 опередил его трижды.
Советский лайнер взлетел на два месяца раньше «Конкорда», первый полет на сверхзвуковой скорости был совершен на четыре месяца ранее. Эксплуатация Ту-144 началась 26 декабря 1975 года, в то время как «Конкорд» вышел на перевозки только 21 января 1976 года.
По словам CNN, эти победы нельзя назвать мелкими. Американцы вышли из сверхзвуковой гонки после того, как конгресс свернул финансирование аналогичного проекта компании «Боинг» в 1971-м, но эта программа всё ещё оставалась «знаком почёта» для Советского Союза.
Оба самолета явно опережали свое время, но их поразительное сходство в течение долгого времени было главной темой различных шпионских историй.
«Дизайн “Туполева” не был получен благодаря шпионажу. Несмотря на то что они выглядят похожими, это сильно отличающиеся друг от друга самолёты по множеству разных аспектов. Внешнее сходство основывается на функциональных критериях и требуемых параметрах», — отметил эксперт по советской авиации и профессор университета штата Буффало Илья Гринберг.
Самолет «Туполева» мало того, что первым поднялся в небо, так он еще и превосходил «Конкорд» своими размерами и скоростью. Главной отличительной чертой советского авиалайнера была пара дестабилизаторов, расположенных позади кабины. Они обеспечивали дополнительный подъём и улучшенное управление на низкой скорости.
К сожалению, перспективный советский проект [был свернут] после катастрофы в 1973-м году. «Конкорд» и Ту-144 вновь «сошлись в поединке» на авиационной выставке. После демонстрационного полета британо-французского самолета «Туполев» устроил гораздо более «дерзкое шоу» с пируэтами и поворотами. После очередного эффектного пилотажного маневра лайнер рухнул на землю. Позже появилась информация о том, что Ту-144 разбился при попытке избежать столкновения с французским истребителем «Мираж», который собирался сфотографировать советский самолёт. Это трагедия стала одной из причин сворачивания проекта. С тех пор выдвигалось множество идей о сверхзвуковых самолетах, но ни одна так и не дошла до серийного производства.
«Я не ожидаю, что они появятся в скором времени. В эпоху интернета и видеоконференций в реальном времени бизнесу не нужно высокоскоростное передвижение. Жаль, что Ту-144 и «Конкорд» покинули небо. Несмотря на экономические ограничения и жизненную необходимость, людям нужна мечта, например, о путешествии на сверхзвуковой скорости с комфортом. На мой взгляд, не самая худшая мечта», – резюмировал Гринберг.
Материал подготовил Сергей Перелесов
Фото: wikipedia.org/Jim Ross