Сооронбай Жээнбеков 8 января подписал указ, согласно которому наступивший год объявлен Годом развития регионов, цифровизации страны и поддержки детей. Что удивительно напоминает название предыдущего года. Как шутит общественность, а чем вы тогда занимались в 2019 году?
Напомним, предыдущий год президент объявлял Годом развития регионов и цифровизации страны. Вероятно, глава государства посчитал, что начатая работа в этом направлении должна быть продолжена.
«За последние два года сделаны конкретные шаги, направленные на развитие регионов, поддержку инициатив сельских предпринимателей, создание новых рабочих мест, обеспечение населения чистой питьевой водой и улучшение систем ирригации. Не теряя заданного темпа, государственные органы должны продолжать эту работу, обращая первоочередное внимание на качество выполняемых работ, обеспечение комфортной жизни кыргызстанцев», – поставил задачу С. Жээнбеков.
Возможно, детей «добавили» для того, чтобы усилить борьбу с правонарушениями против несовершеннолетних. 2019 год особо запомнился резонансными уголовными делами, когда буквально каждый месяц в новостях широко обсуждались факты насилия над детьми и вопиющие провалы в сфере образования.
По крайней мере, впервые в новогоднем обращении президент акцентировал внимание на помощи детям. «Позитивные изменения уходящего года будут продолжены и в новом году. Наряду с этим особое внимание будет уделено нашим детям. Убежден, объединяя наши усилия, мы обеспечим достойную жизнь каждому ребенку. Забота о детях – это самое благородное, что мы можем сделать в этой жизни», – заявил президент.
Предыдущий год был трудным и в целом противоречивым. Не сулит легкости и наступивший, 2020-й. В конце года пройдут парламентские выборы, что сделает весну и лето особо напряжённым временем. При любом исходе выборов неизбежны митинги проигравшей стороны и другие, подчас непредвиденные события. Но почему особое внимание президента приковано к вышеуказанным темам?
Политолог из Бишкека, сопредседатель Клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков в интервью «Ритму Евразии» рассказал о шансах реализации поставленных президентом целей.
– Игорь Альбертович, глава государства объявил наступивший 2020 год Годом развития регионов, цифровизации страны и поддержки детей. Почему в одно послание вместили такие разные понятия?
– Дело в том, что, учитывая достаточно серьёзные социально-экономические проблемы в стране, сделать только один год, допустим, Годом развития регионов выглядит как ирония над этим самым «развитием». Мы уже проходили в Кыргызстане, когда объявлялся тот же Год туризма, например. В то время в обществе шутили, что в год туризма на курортном Иссык-Куле нет ни одного нормального туалета.
Поэтому я думаю, что всё вполне логично. Год развития регионов должен объявляться каждый год, пока это развитие не произойдёт на деле, а не на словах. Пока не будет сильных регионов, не будет сильного Кыргызстана.
Сегодня, если посмотреть на экономическую ситуацию в регионах, то она в основном связана с процессами трудовой миграции населения, а не с какими-то успешными социально-экономическими проектами. При этом там достаточно хороший потенциал для экономического развития.
Взять, например, ту же Иссык-Кульскую область, которая считается самым туристическим регионом. Однако, несмотря на, казалось бы, радужные перспективы, в областном центре городе Караколе плачевная ситуация с обеспечением чистой водой, развитием инфраструктуры, элементарным дорожным строительством.
Поэтому я думаю, что здесь Сооронбай Жээнбеков абсолютно прав, акцентируя внимание (в первую очередь правительства) на том, чтобы действительно улучшилась жизнь в регионах и максимально эффективно использовался их экономический потенциал.
Что касается детей, то здесь вещи весьма взаимосвязаны, достаточно вспомнить резонансную историю, когда для детей в Нарынской области открыли школу из контейнеров. Без развития регионов невозможно улучшить социально-экономическое положение живущих там детей (которые наиболее уязвимы), хотя в этом плане нужна ещё и их правовая защита.
И если мы говорим о перспективах развития, то надо думать и о демографическом потенциале, защите прав детей. Необходимо создать для них нормальные условия, чтобы школьники учились не в контейнерах, а в современных школах.
Заметьте, что за последний год тема образования стала очень актуальна для Кыргызстана. Если промониторить медиапространство республики, то за эту осень это была одна из самых ключевых тем – падение уровня образования, дефицит профессиональных педагогов, элементарная нехватка учебников. Я думаю все эти вещи взаимосвязаны, потому что речь идёт не о столичных школах, а о региональных.
В связи с этим я не вижу здесь какого-то популизма или просто повод объявить чей-то год. В повестке дня в Кыргызстане эти темы ещё долгое время будут на одном из первых мест.
– Но всё же почему название по развитию регионов перекочевало в 2020 год? Регионы слишком хорошо развивались и решили повторить?
– Не то что «слишком хорошо», а вообще не развивались. Фактор внутренней миграции для Кыргызстана, который был характерен в 90-е годы (он, правда, потом сменился внешней миграцией), всё равно остаётся. Люди уезжают из регионов, так как не видят там никаких перспектив, и переезжают жить в столицу или за границу.
Нам нужна долгосрочная программа, «дорожная карта», чтобы регионы становились на ноги и были опорой государства. Даже когда иногда поднимается тема о переносе столицы куда-то в другое место, частично это связано с желанием подвинуть финансовый центр поближе к регионам, которые нуждаются в финансировании.
Главная проблема в Кыргызстане, которая была и остаётся, – это отсутствие рабочих мест. На парламентских и президентских выборах мы постоянно слышим обещания создать множество рабочих мест, но они не выполняются. По сути дела, жители регионов имеют либо малооплачиваемую работу, либо её фактически не имеют. Большинство же безработных вынуждены уезжать в трудовую миграцию, в первую очередь в Россию.
Если посмотреть на характер трудовой миграции (более миллиона человек), то это как раз уроженцы регионов. Поэтому ещё многое предстоит сделать для изменения ситуации. Начать с создания предприятий, возможно, это будет сфера услуг. Если брать реальный сектор экономики, то понятно, что Кыргызстану очень сложно создавать какие-то промышленные гиганты, для этого нет ни ресурсов, ни инвесторов.
Но хотя бы в сфере услуг, на тех направлениях, которые лежат на поверхности: тот же туризм, новые предприятия могли бы создать немалое количество рабочих мест. Надо просто выявить приоритет для каждой области, определить, какая из отраслей конкретно является наиболее доходной, где можно создать сотню тысяч рабочих мест.
К сожалению, стоит признать, что правительство не справляется с задачами, которые ставит президент, в этом плане оно работает слабо. Не удивлюсь, если в ближайшее время мы получим новый кабинет министров, т. к. с этим кабмином никакие задач по развитию регионов точно не решить.
– А что для Кыргызстана означает цифровизация страны?
– Цифровая повестка дня является актуальной последние два года, а в целом это общемировой процесс. Без цифровизации сейчас невозможно развитие государств во многих направлениях, это элементарные требования даже на бытовом уровне. Разве свой день мы не начинаем с захода в интернет с различных гаджетов?
При этом надо отметить, что, по официальным данным, около 60% жителей страны не имеют доступа в интернет. Эти вопросы ещё предстоит решать, отчасти это связано с недостатком финансовых средств. Задачу охватить Всемирной паутиной всю страну усложняет непростой горный ландшафт. К тому же у страны нет своего спутника.
Кроме внутренней экономической повестки, цифровизация касается взаимодействия Кыргызстана с тем же Евразийским союзом, поскольку в ЕЭАС цифровизация это тоже одно из приоритетных направлений. Процессы, связанные с передвижением рабочей силы и товаров, должны быть полностью переведены в цифровую основу.
Важный фактор в повестке Кыргызстана – это борьба с коррупцией, что тоже связано с цифровыми процессами. Чем меньше жители напрямую общаются с чиновниками и чем больше услуг будут переведены в электронный формат, тем ниже будет коррупционная составляющая. Пока же мне кажется об этом можно только мечтать, потому что, если взять, например, работу районных администраций, то там вся цифровизация упирается в бумагу и карандаш, это известно мне на личном опыте.
Далеко не все из них имеют даже свою электронную почту, не говоря уже о более масштабном пакете цифровых услуг, которые должны уже быть в регионах нашей страны. В этом направлении Кыргызстан пока сильно отстаёт.
Помимо нехватки средств, ещё одна из ключевых проблем – это дефицит квалифицированных кадров в госструктурах. К сожалению, с учётом того, что в частном секторе можно заработать больше денег, профессиональные кадры утекают туда.
Для Сооронбая Жээнбекова проект цифровизации Кыргызстана, наверное, должен стать главным приоритетом за время его работы на должности главы государства. И мне кажется, что президент это прекрасно понимает.