Информационное агентство
Сейчас именно это деление становится глубоким и фундаментальным расколом российского общества, более важным, чем все предшествующие расколы, считает Сергей Переслегин
Фото: АГН «Москва»
Пандемия коронавирус привела к расколу российского общества на ковид-лоялистов и ковид-диссидентов, считает социолог Сергей Переслегин. По его словам, коронавирусный раскол России сейчас более важен, чем все разделения, которые были у нас в стране до сих пор.
«Дело не в том, что все они вдруг перестали быть важными. По-прежнему есть различие правого и левого проектов, сохраняются разногласия между пятьюукладчиками, которые стремятся сохранить в России пятый финансовый уклад и экономику услуг, и производителями, где много четвертого уклада и немного шестого. Остаются противоречия между государственниками и либералами. Весь остальной набор противоречий тоже остался. Например, верующие, следующие сценарию «Византия», и неверующие, выступающие за проект «СССР 2.0». Но вдруг, совершенно неожиданно, проявилось другое деление на ковид-лоялистов и ковид-диссидентов. Сейчас именно это деление становится глубоким и фундаментальным расколом российского общества, более важным, чем все предшествующие расколы», – отмечает эксперт.
Переслегин проводит четкую границу между этими двум группами: «Ковид-лоялисты исходят из того, что нет ничего более важного, чем их собственная жизнь. Что они распространяют на жизнь вообще. Человеческая жизнь для них является первой ценностью. Остальные ценности – Бог, свобода, познание и так далее – подчинены этой главной ценности. Поэтому любые меры, которые ограничивают свободу, ограничивают доступ к Богу (празднование Пасхи), ограничивают доступ к прошлому (празднование Дня Победы) могут быть одобрены и приняты, поскольку помогают спасти человеческую жизнь. В основе этой позиции лежит классический светский гуманизм, в известной мере и атеизм, указывающий, что за пределами жизни и смерти ничего нет, поэтому необходимо удерживать жизнь любыми возможными способами».
Социолог подчеркивает, что для ковид-диссидентов человеческая жизнь, в том числе и их собственная, важна, но есть масса вещей, более значимых, чем жизнь. «У каждого эти вещи свои: для кого-то это Бог, для кого-то свобода, для кого-то познание, для кого-то империя. Есть очень много вещей, которые важнее жизни, в том числе и твоей собственной. Естественно, восходит это к классическому монотеизму, в любой его версии», – пояснил он.
По мнению Переслегина, с точки зрения прогностики, сейчас мы должны рассматривать Россию, как terra incognita – «абсолютно неизвестная земля, о которой мы сегодня знаем не больше, чем о Венесуэле». «Это означает, что очень трудно в этой стране сейчас видеть ее будущее. Похоже, что оба предыдущих сценария «СССР 2.0» и «Византия», хотя кризис эти сценарии и проявил, это уже не будущее, а продолженное настоящее, будущее же станет совсем другим. У меня такое впечатление, что противоречие между ковид-лоялистами и ковид-диссидентами окажется базовым на пиктограмме России сегодняшнего дня и, тем более, завтрашнего дня. На этом противоречии будет строиться последующая российская история», – полагает социолог.
Ковидизм: коронавирус превращается в коронаверуПрактически все явления жизни сегодня переосмысляются в религиозных категориях. Сам коронавирус в рамках этих трансформаций приобретает характер демонической энергии, проявления инфернальной силы, в сфере влияния которой находятся абсолютно все, пишет историк Борис Якеменко
К чему приведет победа одной из этих групп? «Победа ковид-лоялистов превратит Россию в слаборазвитую европейскую страну, в нечто среднее между Румынией и Польшей. Победа ковид-диссидентства приведет к совершенно непознанному нами сценарию, потому что эта победа тоже нарушает культурный код России, а именно зону иерархии, служения и подчинения. И в том, и в другом случае мы будем иметь дело с другим культурным кодом, а значит и с другим объектом. И этот объект сейчас мы можем понять с большим трудом. При этом нужно иметь ввиду, что классическое российское двоевластие, но не при этом президенте, потому что он уже занял одну из позиций, а при следующем президенте, позволит на этом противоречии выстраивать крайне интересные проектности», – резюмировал Сергей Переслегин.