Малые и сверхмалые подлодки являются кораблями ближней морской зоны. Как правило, они выполняют узкоспециализированные задачи по разведке и доставке сил специальных операций на место диверсионных действий, отмечает сотрудник Центра анализа и технологий, капитан второго ранга в отставке Максим Шеповаленко.
В Рособоронэкспорте заявили о росте интереса к российским малым и сверхмалым подводным лодкам mil.ru /
Интерес к малым подводным лодкам РФ
В Рособоронэкспорте заявили о росте интереса к российским малым и сверхмалым подводным лодкам со стороны стран Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока. По словам главы Рособоронэкспорта Игоря Севастьянова, емкость этого сегмента рынка вооружений в ближайшие 5 лет составит около 4 млрд долларов. При этом Россия уже сегодня готова спроектировать и поставить иностранным заказчикам до 10 различных образцов субмарин этого класса водоизмещением от 130 до 1000 тонн.
«Пока сложно предсказывать, на какую долю рынка мы сможем рассчитывать в этом сегменте. Большую роль здесь играют политические мотивы. Если одна из стран покупает те же подлодки у США, то вряд ли соседнее государство за контрактом обратится к американцам. Они предпочтут геополитического соперника, например, Китай или Россию в зависимости от компетенций.
И здесь могут быть самые разные конфигурации.
У нас действительно есть соответствующие компетенции в вопросе проектирования и строительства малых подводных лодок. Здесь стоит вспомнить советские субмарины проекта 865 «Пиранья» с экипажем из нескольких человек, создаваемые в конце 80-х годов. Правда с того момента аналогичные проекты рисовались только на бумаге. В последнее время сверхмалыми подлодками мы занимались в меньшей степени, так как магистральным трендом кораблестроения стали автономные и глубоководные спасательные аппараты», — комментирует собеседник ФБА «Экономика сегодня».
«Калибры» «Супер-Пираньи» смогут успешно поражать цели, находящиеся на удалении до двух тысяч километров twitter.com / @mod_russia
«Супер-Пиранья» с «Калибрами»
Но сейчас у нас вновь намечается интерес к подобным проектам. Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» в прошлом году представило модификацию советской «Пираньи» под названием П-650 и П-750, известные как «Супер-Пиранья» и «Супер-Пиранья-2». Оба проекта оказались включены в программу вооружений на 2018-2025 годы. Предполагается, что их можно будет эффективно использовать в акватории Черного моря и в районе Курильской гряды, где сегодня есть всего один удобный для АПЛ проход. Решение проблемы мелководья позволит кардинально иначе взглянуть на вопрос обороны Охотского моря.
Как добавляет Максим Шеповаленко, до окончания Холодной войны в сегменте малых подлодок очень хорошо преуспевала объединенная Югославия, но позже после ее распада компетенции плавно перетекли в Азию. Сейчас современные малые и сверхмалые подлодки создают в КНДР и Иране. Все остальные страны занимаются ими в меньшей степени.
В то же время перспективы модификации советского проекта «Пиранья» большинство экспертов сегодня оценивают с оптимизмом, кто-то даже сравнивает «Супер-Пираньи» по возможностям с атомными подводными лодками. Обладая таким вооружением, как крылатые ракеты класса «Оникс» или «Калибр», П-650 и П-750 смогут успешно поражать цели, находящиеся на удалении до двух тысяч километров.
Получив же на вооружение гиперзвуковой «Циркон» вместо «Калибра» они и вовсе смогут обойти абсолютно любое ПВО. Тем самым «Супер-Пираньи» способны круто изменить правила в сегменте малых подводных лодок. Среди других преимуществ использования малых подводных лодок в Рособоронэкспорте выделяют их низкие уровни шумности, чрезвычайно малую заметность, использование мощного вооружения и точное определение целей.
Автор: Андрей Петров