Эксперты назвали риски пандемии коронавируса для российских выборов

Эксперты назвали риски пандемии коронавируса для российских выборов

Эксперты Центра политической конъюнктуры выделили основные риски для Единого дня голосования, которые несет с собой пандемия коронавируса, а также выделили базовые сценарии проведения выборов в 2020 году. «Актуальные комментарии» публикуют текст доклада в полном объеме.

Вопрос о переносе Единого дня голосования 13 сентября стоит особняком. 3 апреля глава ЦИК РФ Элла Памфилова предложила отложить голосование по избирательным кампаниям в регионах, которые должны были пройти с 5 апреля по 21 июля. Аналогичные решения будут приняты и в отношении еще не назначенных кампаний, которые должны быть объявлены в ближайшее время.

В целом, если страна сможет вернуться к нормальной жизни в первой половине июня, то региональные выборы можно будет провести в срок, не нарушая процесс организации голосования.

Если же текущие ограничения придется распространить на май, то, поскольку процесс назначения выборов в регионах должен завершиться к середине июня, в мае у Кремля и руководства регионов должны быть уже готовы проработанные решения на тот случай, если выборы все-таки не смогут состояться 13 сентября. Таким образом, в течение апреля такие планы действий на случай сохранения чрезвычайных обстоятельств властям придется, по крайней мере, подготовить.

У Кремля и регионов есть три сценария действий в ситуации сохранения высокой неопределенности относительно сроков затухания пандемии и тем самым минимизации рисков для восстановления нормальной политической деятельности.

Первый. Назначить все выборы в срок и провести их 13 сентября, как и было запланировано. Этот сценарий является базовым и, как было сказано выше, предполагает объявление прекращения пандемии в России к началу июня.

Второй. Назначить все выборы в срок и объявить об их полном или частичном (то есть работать ситуативно по регионам, учитывая ситуацию в каждом из них) переносе в июле-начале августа, если распространение коронавируса по-прежнему будет создавать высокие риски для граждан и исключать проведения массовых мероприятий. Помимо того, что этот сценарий усилит в обществе представление о хаотичности действий властей и их неготовности к чрезвычайным обстоятельствам, он потребует решения юридических вопросов, связанных с сохранением полномочий региональных и муниципальных органов власти.

• Наконец, третий сценарий — объявить об отмене ЕДГ в начале июня. Для Кремля и региональных властей при этом главный вопрос состоит в том, куда придется в таком случае переносить Единый день голосования. Так, согласно действующему законодательству, допускается не более чем на один год продление срока полномочий законодательного органа государственной власти субъекта в целях совмещения дня голосования на выборах депутатов этого органа с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы.

Перенос на весну 2021 года потребует изменения федерального законодательства и проведения сразу двух мобилизаций в следующему году — в рамках региональной и думской кампании, с формированием разной мотивации для избирателей и с разными смысловыми линиями.

Наиболее логичное и простое по оформлению решение — совмещение ЕДГ и парламентской кампании 19 сентября 2021 года — также означает организацию в один день разных по смыслу и энергетике кампаний. Если главная тема региональных выборов — это сохранение стабильности власти и управления, то парламентская кампания во-многом будет сконцентрирована вокруг тем обновления власти, «Единой России» и начала формирования новой правящей команды к президентским выборам 2024 года.

В дополнении к этому серьезной проблемой политического управления станет сам факт наложения большого количества кампаний друга на друга. Поскольку приоритетом для Кремля будет думская кампания, администрирование региональных выборов из федерального центра окажется минимальным, что повышает шансы оппозиции.

Риски проведения ЕДГ 13 сентября

В любом случае уже сейчас можно констатировать, что, если выборы 13 сентября состоятся, это будет самая нестандартная избирательная кампания в новейшей истории России.

Ее участникам потребуется найти ответы, направленные на преодоление ключевых рисков, связанных с долгосрочным изменением поведения граждан, изменением условий для ведения привычной политической работы, ухудшением ситуации в экономике, социальной сфере и снижением уровня жизни граждан, но самое главное — рисков повторных и локальных заражений после прекращения в регионах действия карантинных мер.

Риски для власти

Главный риск для власти — это не само голосование, а развязывание общественно-политической кампании с требованием переноса выборов.

Даже если число новых заражений пойдет на спад, но риски появления новых очагов останутся высокими, в общественном мнении может сложиться устойчивый запрос на то, чтобы Кремль и региональное руководство не создавали новых угроз для граждан во имя реализации своих политических интересов. К низовым общественным инициативам и призывам может примкнуть как парламентская, так и несистемная оппозиция, создавая таким образом кумулятивное моральное давление на власть. При этом моральные аргументы против выборов могут найти понимание и у лояльного электората.

Если голосование состоится, то явка и интерес к выборам в целом могут оказаться крайне низкими. Закрепленные за время карантина привычки социального дистанцирования будут демотивировать граждан от посещения общественных мест, политической активности и любой оффлайновой реакции на стимулы со стороны политических игроков.

В Единый день голосования многие избиратели могут предпочесть остаться дома, приняв решение не рисковать своим здоровьем, даже если число заболевших будет уже некоторое время находиться на стабильном или стабильно низком уровне.

Следует учитывать и то, что на фоне неизбежного экономического спада люди будут слишком озабочены восстановлением своего материального благополучия, чтобы уделять внимание такому событию, как региональные выборы. В общем и целом, гражданам может оказаться не до политической повестки власти, поскольку в обществе существует убеждение, что голосование за политиков и партии в России не является инструментом изменения социально-экономической политики.

В результате региональные власти, как и раньше, сделают ставку на административную мобилизацию зависимых групп электората, чтобы добиться своих целей. Однако на этот раз возможности для проведения такой мобилизации будут более ограниченными.

В свою очередь, это может нанести урон легитимности выборов и вызвать возмущение бюджетников и других зависимых категорий избирателей, которые будут обвинять власти в том, что они готовы подвергать их жизнь риску. Проявления этого возмущения неизбежно попадут в СМИ и социальные сети, что негативно скажется на доверии людей к федеральной и региональной власти.

Серьезным риском для власти является и ухудшение материального положения граждан, что может напрямую отразиться на рейтингах «Единой России». Однако, как было отмечено выше, распространение страхов в связи с пандемией и закрепление новых практик социального поведения может оказаться более сильными и действенными факторами кампании, которые будут удерживать людей от политического участия.

Риски для парламентской оппозиции

Опыт последних успешных для парламентской оппозиции региональных кампаний позволяет сделать вывод, что она заинтересована в высокой явке только протестно настроенного и недовольного политикой власти электората.

Принимая во внимание тот факт, что пандемия может ударить прежде всего по явке, коммунистам, эсерам и либерал-демократом придется системно и агрессивно работать на усиление протестных настроений в обществе. В противном случае, парламентской оппозиции придется согласиться с тем, что последняя кампания перед выборами в Госдуму окажется для них пропущенной.

Для этого парламентской «тройке» придется либо атаковать власть во время карантинных мер, критикуя их, например, за чрезмерную жесткость, которая будет выливаться в многочисленные нарушения прав граждан, или за недостаточную социальную поддержку граждан на фоне развития рецессии в экономике, либо лоббировать перенос голосования, обвиняя власти в пренебрежении здоровьем людей и создании рисков, которых можно избежать. Обе эти тактики могут быть совмещены.

Однако такой подход приведет к неизбежному и жесткому конфликту с Кремлем, который будет развиваться в основном в непубличной плоскости и приведет к задействованию механизмов административного давления со стороны власти. С учетом зависимости лидеров парламентских партий от власти и их персональных слабостей, для них такой конфликт может стоить будущего.

Кроме того, для парламентской оппозиции в рамках региональных кампаний по-прежнему большое значение имеет оффлайновая агитация. Коммунисты, эсеры и либерал-демократы, практически не имея административного ресурса, вместе с тем сильно зависимы от электората, который не привык рассматривать Интернет как инструмент агитационной работы.

Поэтому вероятное сокращение времени и возможностей для традиционной агитации, прежде всего направленной на повышение осведомленности граждан о проведении выборов и повышении узнаваемости кандидатов от оппозиции, будет работать против парламентской «тройки».

Риски для несистемной оппозиции

Последствия пандемии коронавируса создадут проблемы и для реализации технологии «умного голосования».

Протестно настроенный избиратель, который ориентирован на несистемную оппозицию, как правило, является и наиболее информированным, а следовательно, больше других склонен думать о рисках для своего здоровья и придерживаться ответственного поведения в период пандемии.

Группа оппозиционно настроенных избирателей (многие из которых работают в сфере услуг) может значительно пострадать от экономического кризиса и после смягчения мер на первое место среди приоритетов будет ставить восстановление экономического фундамента для возвращения привычного образа жизни. Очевидно, что для решения этой задачи смена власти будет скорее дополнительной проблемой. Поэтому призывы несистемной оппозиции прийти на выборы и организованно проголосовать против кандидатов от власти могут оказаться неуслышанными их же собственной аудиторией.

Кроме того, на фоне начала восстановления нормального функционирования экономики и жизни общества среди группы граждан с неопределившимися предпочтениями может сохраниться сильный запрос на возвращение докризисной стабильности и патернализм. Избиратели будут по-прежнему иметь позитивные ожидания от действий и решений государства, понимая, что только оно обладает необходимыми ресурсами для прямой поддержи людей. В этой ситуации жесткая критика власти может встретить меньше понимания и поддержки. Напротив, у властей будет больше возможностей для маневра, особенно если они примут решения выйти за пределы консервативной фискальной политики.

Прогнозы

Несмотря на то, что пандемия коронавируса несет для власти больше рисков, чем для других политических игроков, снижение политической активности и интереса к выборам (если они состоятся в срок), а следовательно, и явки, сыграют в пользу власти.

Главными вызовами для Кремля станут попытки навязать линию по переносу голосования, а также разыгрывание негативной ситуации в экономике и падения уровня благосостояния граждан.

Однако у власти сейчас достаточно ресурсов, чтобы постепенно расширять меры поддержки как бизнесу, так и конкретным гражданам, особенно если Кремль и правительство решатся выйти за пределы своих экономических догм и перейти от адресной поддержки к прямой помощи всем группам населения.

В пользу власти также сыграет и усиление роли государства в целом. ВРИО глав регионов, наиболее успешно справившиеся с последствиями пандемии, смогут увеличить свой рейтинг и укрепить доверие граждан. Все эти факторы в совокупности откроют возможности для сглаживания негативных политических эффектов от пандемии до конца года.

Базовым сценарием для властей остается проведения выборов 13 сентября. Об этом, в частности, говорит факт продолжающихся отставок губернаторов. Тем не менее, учитывая высокую долю неопределенности в связи с дальнейшим распространением коронавируса и его долгосрочного влияния на все сферы жизни, Кремлю в течение апреля предстоит подготовить план «Б» на случай того, что выборы все-таки придется переносить.

При этом с объявлением о переносе (если такой решение будет принято) Кремль, скорее всего, по традиции будет тянуть до последнего — как это было с голосованием по поправкам в Конституцию, и в данном случае тактика затягивания будет объясняться не особенностями политического управления, а с той ситуацией высокой неопределенности, которую создает пандемия коронавируса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *