«Сделка» Трампа по Палестине ведет к дестабилизации Ближнего Востока

«Сделка» Трампа по Палестине ведет к дестабилизации Ближнего Востока
Информационное агентство

Больше всего от нерешенности палестинской проблемы будут страдать сами палестинцы, проживающие в анклавах сектора Газа и на Западном берегу реки Иордан, а также проживающие за рубежом в лагерях временного содержания, напоминает востоковед Станислав Иванов

Лагерь палестинских беженцев на юге Ливана. Фото: AFP

 

Предложенный Дональдом Трампом план мирного урегулирования палестинской проблемы или, как его успели окрестить падкие на сенсации журналисты, «сделка века», на время отвлек внимание мирового сообщества от других, не менее важных региональных конфликтов, прежде всего, от сирийского и ливийского.

Политики, псевдоэксперты и представители СМИ еще долго будут муссировать тему реализации или отторжения плана Трампа по созданию Государства Палестина в очерченных Вашингтоном границах, но уже сейчас можно сказать, что шансы на принятие этого плана лидерами палестинцев и их сторонниками в арабском и мусульманском мире ничтожно малы. Десятками лет многие арабские и мусульманские лидеры и, так называемые пропалестинские организации и группировки (ХАМАС, Исламский джихад, Хезболла и др.), умело спекулировали и наживались на нерешенности палестинской проблемы.

Создавались различные фонды, открывались счета в зарубежных банках, вооружались палестинские террористические группировки, их подталкивали извне к войне-джихаду против Израиля.

В периоды четырех арабо-израильских войн ряд сопредельных палестинцам арабских государств (Египет, Сирия, Иордания, Ливан) пытались оккупировать выделенные Лигой наций земли для создания палестинского государства. Под лозунгом «сбросим Израиль в море» арабы долгое время пытались аннексировать все палестинские территории. Даже возможности создания Государства Палестина в границах 1967 года не были использованы в основном по вине арабских государств.

Сейчас ситуация с точки зрения радикализма руководителей арабских стран несколько изменилась. Египет и Иордания установили дипломатические и другие отношения с Израилем и пока избегают прямой критики предложенного Трампом плана. Примерно на таких же позициях стоит Саудовская Аравия и другие монархии Персидского залива.

Палестинские же лидеры, Иран, Турция, ряд других стран региона выступают категорически против предложенной Вашингтоном сделки. В этих условиях всерьез рассчитывать на принятие плана Трампа не приходится. Скорее всего, он так и останется в качестве одного из нереализованных вариантов решения палестинской проблемы. Администрация Трампа использует его в качестве козыря в очередной выборной кампании 2020 года и для дальнейшего укрепления стратегических союзнических отношений с Израилем. Укрепит он и позиции правительства Биньямина Нетаньяху накануне очередных выборов в Израиле.

Больше всего от нерешенности палестинской проблемы будут по-прежнему страдать палестинцы, проживающие в анклавах сектора Газа и на Западном берегу реки Иордан, а также миллионы проживающих за рубежом в лагерях временного содержания палестинцев (Ливан, Сирия, Иордания, Египет, другие страны).

На фоне попытки США привлечь внимание мировой общественности к ближневосточному урегулированию продолжаются вооруженные конфликты в Сирии и Ливии.

Реджеп Эрдоган в очередной раз обвинил в несостоятельности усилий партнеров по астанинской сделке (РФ и Иран), которые якобы не могут остановить наступательные действия, артобстрелы и ракетно-бомбовые удары сирийских войск на границе с зоной деэскалации Идлиб. При этом он почему-то не объясняет, почему Анкара не выполнила свою часть астанинских договоренностей и не добилась изоляции и разоружения радикальных исламистских группировок в этом секторе (запрещенная на территории РФ террористическая группировка Хайят Тахрир аш-Шам и ей подобные).

Некоторые потери протурецких территорий на северо-западе САР в районе Идлиба, Эрдоган пытается компенсировать за счет расширения своих плацдармов и этнических чисток на севере и северо-востоке страны, где ранее компактно проживали в основном сирийские курды. На базе отрядов сирийской вооруженной оппозиции и боевиков радикальных исламистских группировок Эрдоган создает на севере Сирии альтернативное Асаду, новое сирийское государство. Похоже, что астанинский формат сирийского урегулирования оказался несостоятельным. Позиции Турции и Ирана на будущую Сирию остались прямо противоположными. И в Анкаре, и в Тегеране хотели бы видеть в Дамаске лишь свое марионеточное правительство.

Под давлением иранских аятолл Башар Асад не проявляет никакого интереса к мирному урегулированию ситуации в Сирии. Похоже, что его устраивает положение «ни войны, ни мира», а так называемый конституционный комитет рассматривается Дамаском лишь как ширма для удержания власти в стране военной силой. Представители Асада всячески саботируют его работу и не скрывают, что могут допустить лишь какие-то второстепенные, декоративного характера поправки в текст конституции, не меняя ее основных постулатов (унитарное государство с правящей партией Баас). Подразумевается также любой ценой сохранить у власти проиранский алавитский клан Асадов.

Эрдоган, говоря шахматным языком, играет сразу на нескольких досках. Добившись с согласия Вашингтона и Москвы некоторого выгодного для себя «статус-кво» на севере Сирии, он направляет свой военный контингент в Ливию, чтобы поддержать происламское правительство в Триполи.

Таким образом, прогнозы политиков и экспертов на сохранение взрывоопасной ситуации на Ближнем Востоке подтверждаются. Нерешенные и периодически переходящие в фазу открытой вооруженной борьбы конфликты в регионе (Палестина, Сирия, Йемен, Ирак, Ливан) провоцируют и террористическую активность радикальных исламистских группировок. Судя по всему, в 2020 году местным властям и мировому сообществу придется приложить значительные усилия по локализации деятельности «Исламского государства» (запрещено в РФ) и ему подобных террористических исламистских группировок. Не исключено и более ожесточенное противостояние между шиитскими фундаменталистами во главе с Ираном и арабо-суннитскими государствами во главе с Саудовской Аравией.

 

Станислав Иванов — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, специально для ИА «Реалист»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *