Впервые тревожный сигнал об истинном отношении членов блока к Турции прозвучал ещё в 2015-м, когда страны-члены уклонились от поддержки Эрдогана в конфликте с Россией из-за сбитого бомбардировщика.
Дальше ситуация стала только ухудшаться. Год спустя Турция, видя отношение не только членов НАТО, но и Евросоюза в целом, решила потихоньку отказаться от американского вооружения, начав переговоры о поставках С-400. За 4 месяца до этого турецкий президент принёс извинения за инцидент, чем спровоцировал жёсткую реакцию США, вылившуюся в итоге в попытку переворота.
Вот здесь до османов стало доходить, что при случае НАТО, по указке Вашингтона, с удовольствием сотрёт Турцию с лица земли в политическом смысле, сделав послушную комнатную собачку наподобие Канады из потомков Сулеймана Великолепного.
И вот теперь от советника Эрдогана Ялныча Топчу прозвучали страшные слова: надо пересмотреть вопрос о членстве в НАТО. Формальным поводом послужил недавний инцидент на учениях в Норвегии, где на стенде с портретами противников поместили фото Кемаля Ататюрка, культовой фигуры турецкого народа, и самого Реджепа Эрдогана. Двойные извинения генсека Альянса Столтенберга не помогли — Турция отозвала своих военных с учений.
Топчу: «Такое низкое и бесчестное поведение говорит о намерении НАТО еще больше ужесточить позицию по отношению к нашей стране… За всеми переворотами и зависимостью в области оборонной промышленности стоит НАТО… Это новой формой колониализма, политической и экономической зависимости… Турецкая нация сумеет сорвать с себя колониальную рубашку, которую ныне пытается надеть на нее НАТО».
По главному ныне международному вопросу — сирийскому — Турция давно работает в формате Астанинской «тройки». Москва, Тегеран и Анкара решают ближневосточную проблему без участия стран НАТО. То есть фактически турки уже отделились, ведь как иначе можно понимать ситуацию, когда страна-член НАТО решает вопросы мировой безопасности и урегулирования конфликта, где в полной мере задействованы силы Альянса, без участия последнего?
Предложение Топчу срочно вынести вопрос о членстве страны в НАТО на обсуждение парламента может иметь далеко идущие последствия. Весенний переход Турции от парламентской республики к президентской развязал Эрдогану руки. Как бы не голосовал парламент, последнее слово за султаном Реджепом. Теперь вопрос стоит так: докажут ли турецкому лидеру губительность дальнейшего членства или нет.