Балканы: атака на православие под прикрытием коронавируса

Балканы: атака на православие под прикрытием коронавируса
Балканы: атака на православие под прикрытием коронавируса

16 мая стало известно об освобождении из-под стражи задержанных четырьмя днями ранее священников Сербской православной церкви – епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия и еще восьмерых священнослужителей Черногорско-Приморской митрополии СПЦ. Власти Черногории, попытавшиеся было под видом «борьбы с пандемией коронавируса» расправиться с непокорным духовенством и подавить протесты верующих канонической церкви, вынуждены были «сдать назад».

Впрочем, скорее всего, это далеко не конец развернувшегося там противостояния. Что же конкретно происходит в этой маленькой Балканской стране, и кому выгодны происходящие там драматические события, грозящие перерасти в полномасштабное гражданское противостояние?

Раскол по украинскому рецепту

Издавна известна поговорка: «Где черт сам не справится, туда посылает…» Окончания у нее приводятся самые разные, однако с очень большой долей уверенности можно предположить, что в наши дни в качестве чрезвычайных и полномочных эмиссаров «адской канцелярии» в особо сложных случаях вполне могли бы выступать представители Соединенных Штатов, имеющие соответствующую специализацию. В качестве самого, пожалуй, яркого примера, подтверждающего данный тезис, можно привести посла США по вопросам международной религиозной свободы Сэма Браунбека.

Именно этот деятель дал старт началу церковного раскола на Украине – беззаконные действия как самого Киева так и юридически оформившего его безбожные претензии Константинопольского патриарха Варфоломея воспоследовали как раз после двух «рабочих визитов» Браунбека, сперва на Украину, а затем и на Фанар. В первом случае была открыто высказана полнейшая поддержка и одобрение, а тайно – даны более четкие и конкретные инструкции по развертыванию как можно более масштабного наступления на каноническое православие в стране. Во втором, судя по всему, прозвучала категорическая команда, услышав которую Варфоломей резво «взял под козырек». То, что без прямых указаний из Вашингтона «нэзалэжная» не получила бы никакого «томоса», сомнений сегодня не вызывает уже ни у кого. «Осчастливил» своим появлением мистер Браунбек и Черногорию. Вот именно после этого в авральном порядке и был принят скандальный «Закон о свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных объединений», без всякого преувеличения взорвавший страну. Парламентом страны он был проголосован только после самых настоящих потасовок, дошедших до распыления в стенах Скупщины слезоточивого газа и удаления из ее зала в полном составе депутатов оппозиционного Демократического фронта.

Президент Черногории Мило Джуканович, представляющий собой законченное воплощения типажа то ли проникнувшегося безбожными «европейскими ценностями» воинствующего атеиста, то ли попросту предельно беспринципного политикана, подмахнул закон моментально, едва он оказался у него на столе. Однако уже успевший наворотить дел ставленник Запада на сей раз сильно переоценил как собственные возможности, так и долготерпение черногорского народа, весьма значительная часть представителей которого по сей день причисляет себя к сербам. Стерпевшие осуществленное Джукановичем вопреки их воле втягивание страны в НАТО люди буквально взорвались гневом и негодованием, вылившимся в массовые гражданские протесты против антицерковного закона. И было от чего! Принятое решение не только служит целям самого настоящего и беззастенчивого грабежа, поскольку в соответствии с ним могут быть объявлены государственной собственностью и изъяты у православных общин не менее 650 святынь, включая известнейший на весь мир монастырь Острог. Глобальные задачи, совершенно очевидно поставленные Джукановичу и его клике американскими кураторами, гораздо масштабнее. Раскольники от власти стремятся уничтожить в стране каноническое православие, единственным представителем которого как раз и является Сербская православная церковь и, по украинскому образцу, воздвигнуть на ее месте беззаконную «автокефалию». Для этого имеется и созданная еще в 90-е годы прошлого столетия «Черногорская православная церковь», незаконное с точки зрения, церковных канонов организация с националистическим уклоном и явными сектантскими признаками, возглавляемая лишенным сана Мирашем Дедеичем, являющимся точной копией украинского, не к ночи будь помянут самосвятного «патриарха» «Филарета»-Денисенко. И вот как раз этого черногорцы уже не стерпели…

Коронавирус вам в помощь…

Небывалый народный подъем, в ходе которого в защиту православных святынь выступили люди, даже вроде бы далекие от церковной жизни, в том числе и большое количество молодежи, стал, по его собственному признанию, неожиданностью даже для главы канонической церкви Черногории митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия. Как бы то ни было, за считанные дни протесты охватили чуть ли не всю страну и количество их участников возросло от сотен до многих тысяч. Заблокированы манифестантами оказались не только многие важные магистрали, но и целые города. Полиция, прилежно выполняя получаемые от властей приказы, задерживала защитников веры десятками, но это только умножало их ряды. Над Черногорией нависла угроза масштабного противостояния – народ ни в какую не желал смириться с попранием святынь, а правители то ли не хотели, то ли уже не могли отказаться от принятого ими «взрывоопасного» решения. Сделки с некоторыми силами, как известно, отменить невозможно… Настоящим даром (только вовсе не божьим, а как раз наоборот) для Джукановича и его прихлебателей стала разразившаяся в начале 2020 года пандемия COVID-19. Теперь, несмотря на то, что в стране очень долгое время не было выявлено ни единого инфицированного, у них появился повод ограничивать и запрещать массовые собрания граждан (в том числе и религиозных общин) на как бы «законных» основаниях, что и было немедленно сделано. Первоначально между властью и представителями православной церкви было достигнуто соглашение о прекращении как молебнов и крестных ходов за отмену раскольнического закона, так и массовых богослужений. Однако достигнутого ситуативного преимущества Джукановичу показалось мало и он, как видно решил «закончить войну одним ударом».

Против православных священников были воздвигнуты абсурдные обвинения в «нарушении эпидемиологического режима». Сделано это было после того, как некоторые из них проводили заупокойные церемонии и другие обряды, оказать в которым верующим по церковным канонам невозможно. Как самого владыку Амфилохия, так и других священнослужителей не единожды препровождали в полицейские участки и прокуратуру якобы «для дачи объяснений» с явным намерением состряпать на них уголовное дело. Вершиной произвола стало задержание на 72 часа 12 мая, в день, когда отмечается праздник наиболее почитаемого в Черногории святого Василия Острожского в городе Никшич епископа Будимлянско-Никшичский Иоанникия (Мичовича) и еще восьми священников. Если Джуканович (а подобного рода действия вряд ли были предприняты без санкции, полученной на самом «верху) рассчитывал таким образом окончательно сломить дух защитников православия, то горько просчитался. Эффект был получен прямо противоположный – беспорядки в стране вспыхнули с новой, еще большей силой. На сей раз дошло до крайне ожесточенных столкновений с полицией, которая не задумываясь применила против протестующих слезоточивый газ и светошумовые гранаты. Среди пострадавших в результате людей оказался даже семилетний ребенок. Досталось, впрочем, и самим полицейским, которых возмущенная толпа в лицо называла «усташами» – то есть фашистами. Премьер-министр Черногории Душко Маркович выступил с заявлением о том, что «православная церковь противопоставила себя гражданам», однако и слепому в данной ситуации видно, на чьей стороне черногорцы, а на чьей полицейские, похоже, начинающие все внимательнее вслушиваться в адресованные им призывы протестующих «не слушать президента» и «переходить на сторону народа». Очевидно, отчетливо понимая всю опасность ситуации, власти и пошли на освобождение задержанных священников, для которых наверняка уже были заготовлены статьи обвинения, предусматривающие лишение свободы.

Триумфально покинувшего здание местной прокуратуры епископа Иоанникия встречал многотысячный сонм ликующих прихожан. Святой отец повел себя в данной ситуации более, чем достойно: душевно благодаря верных чад церкви за поддержку, он обмолвился, что с властями вышло «небольшое недопонимание», однако на ретивых правоохранителей снизошло вразумление и они поняли, «всю важность Святого Василия для этого города». Впрочем, настрой у отца Иоанникия все такой же боевой – собравшимся он пообещал продолжить борьбу не только «за свободу религии», но и «за свободу, честь и достоинство каждого человека». Так что Джукановичу и прочим безбожникам во власти следовало бы тысячу раз задуматься, прежде чем вопреки воле народа продолжать гнуть свое. Бурю праведного гнева из посеянного ими «ветра» они уже пожинают. Не сметет ли эта буря прогнивший проамериканский режим, доказавший что для него нет ничего святого – большой вопрос…

Следует отметить, что неуклонно отстаивающие свою исконную веру представители черногорского духовенства и верующие пользуются огромной поддержкой всего истинно православного мира. Речь не только о Сербской Православной Церкви, душой болеющей за своих пастырей и верную паству, которая неустанно требует от властей Черногории прекратить развязанные ею гонения на единственную в стране каноническую церковь. В защиту черногорских братьев и сестер по вере неоднократно выступала и выступает Русская Православная церковь. Твердая и однозначная ее позиция изначально была высказана официально – в Патриаршем и Синодальном послании, где всколыхнувший страну закон прямо был назван «раскольническим» и «направленным на разрушение вековой исторической памяти народа и отеческих духовных традиций, унаследованных от целых поколений предков». В РПЦ уверены, что власть предержащим необходимо «опомниться» и не творить еще горшего зла, а мировому сообществу – «не допустить попрания прав людей по религиозному признаку в Черногории». Крайне негативной была и реакция Русской Православной церкви на беззаконное задержание священников в Никшиче – ее представители немедленно выразили «самую глубокую тревогу» по поводу этих действий и призвали власти страны немедленно освободить мучеников за веру, а также «вступить в диалог с представителями церкви для восстановления согласия и мира в Черногории». Как видим, мощный голос РПЦ не оказался гласом вопиющего в пустыне – по крайней мере, касательно первой части прозвучавшего призыва. Лучше бы Джукановичу с Марковичем прислушаться и ко второй. Для них же лучше…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *