Культурное наследие народов России может объединить мир

Культурное наследие народов России может объединить мир
Информационное агентство

Продвижение и защита нематериального культурного наследия народов России может служить не только инструментом для развития международного и внутреннего туризма, но и способствовать развитию межгосударственных отношений, как в рамках институтов ЮНЕСКО, так и вне этих рамок, уверен политолог Эрикс Варпаховскис

Фото: voicesevas.ru

 

14 декабря 2019 года в Боготе (Колумбия) закончилась очередная (уже 14-ая) сессия межправительственного комитета ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) по защите нематериального культурного наследия. Решением данного комитета к существующему списку были добавлены 42 позиции, среди которых можно найти и юрьевский хоровод из Беларуси, туркменское ковроткачество, армянское письмо, производство ак-калпаков (национальные головные уборы) из Кыргызстана, хорезмский танец «Лязги» (Узбекистан), косовскую керамику (Украина).

Список нематериального наследия ЮНЕСКО обновляется ежегодно. Основополагающая цель данного мероприятия – это защита различных проявлений нематериальной культуры, но как показывает практика, регистрация и защита объектов нематериального культурного наследия также влияет и на продвижение имиджа страны, города, или региона, а также используется странами как инструмент для проведения культурной дипломатии (cultural diplomacy).

Несмотря на то, что Конвенция по защите нематериального культурного наследия была принята относительно недавно (2003) и комитет начал регистрировать объекты только в 2008, уже сейчас образовалось трио лидеров (Китая, Япония и Южная Корея), по количеству зарегистрированных объектов нематериального культурного наследия (на три страны приходится более 80 объектов из 549 в общем списке). Страны, которые были малоактивны на первых стадиях развития, недавно начали регистрировать свое нематериальное культурное наследие, осознавая всю необходимость по защите аспектов собственной культуры и учитывая возможные экономические, внутри- и внешнеполитические выгоды.

У России на данный момент только две номинации: «Культурное пространство и устное творчество семейских» (староверы Забайкалья) и «Якутский героический эпос «Олонхо»». Оба объекта были перенесены из прежде существовавшего «Списка шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества». С момента введения «Конвенция по защите нематериального культурного наследия» (2003) новых объектов нематериального культурного наследия Россия не регистрировала, впрочем, и среди 178 государств, подписавших данную конвенцию России – нет.

Учитывая всю специфичность сегодняшнего политического положения России, есть смысл задуматься об использования поистине внушительного потенциала культурной дипломатии, который у России есть. В проведении культурной дипломатии и развитии инструментов мягкой силы не стоит ограничиваться русским языком и образованием. В плане культуры народам России есть что показать миру.

Продвижение и защита нематериального культурного наследия народов России может служить не только инструментом для развития международного и внутреннего туризма, но и способствовать развитию межгосударственных отношений, как в рамках институтов ЮНЕСКО, так и вне этих рамок. К слову, ЮНЕСКО поощряет сотрудничество между государствами и совместную регистрацию объектов нематериального культурного наследия. Например, совместные номинации зарегистрированы Южной и Северной Кореями, Азербайджаном и Ираном, Казахстаном и Кыргызстаном, и даже блоком из 18 стран.

Учитывая огромное количество различных народов, проживающих на территории России и их разнообразную культуру, у страны есть возможности изменить собственный имидж, популяризировать собственную культуру, а также укрепить межкультурные отношения с народами и государствами на нескольких континентах.

 

Эрикс Варпаховскис – политолог, эксперт в области международных отношений, специально для ИА «Реалист»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *