Переворот в Абхазии — следствие клановости, криминала и ошибок Кремля

Переворот в Абхазии - следствие клановости, криминала и ошибок Кремля
Информационное агентство

С российской стороны была сделана серьезная ошибка в том, что в такой пограничной и чреватой дальнейшими конфликтами ситуации была выбрана конкретная сторона, а именно встречей с Путиным был дан сигнал о поддержке кандидатуры Хаджимбы, считает политолог Максим Васьков

Рауль Хабжимба. Фото: Sputnik / Томас Тхайцук

 
События, произошедшие в Абхазии и приведшие к отставке президента Рауля Хаджимбы, стали для многих сюрпризом, хотя политический кризис не прекращался после завершения президентских выборов. Стремительность и динамика событий просто захватывающая, и наглядно показывающая, что действия небольшой сплочённой группы людей в период вялотекущего политического кризиса могут достигнуть нужного им результата.

Государственный переворот в Республике Абхазия начался с политического кризиса, появившегося в результате второго тура выборов президента республики. Напомним, что итогом президентских выборов, прошедших в Абхазии 8 сентября 2019 года, стала неуверенная в процентном соотношении победа Рауля Хаджимбы. Он набрал с 47,39% голосов избирателей против лидера оппозиционной партии «Амцахара» Алхаса Квициниа, которого поддержали 46,17% проголосовавших.

А. Квициниа с результатами не согласился и 11 сентября обратился в Верховный суд с иском против ЦИК. Такой результат выборов спровоцировал дальнейшие проблемы, связанные с непризнанием легитимности первого лица Абхазии.

В целом, процесс опротестования результатов выборов, достаточно долгое время характеризовался, как вялотекущая политическая борьба без каких-либо предпосылок к обострению и в рамках правового пространства. Политические противники, предъявляли взаимные обвинения в оказании давления на судей и затягивании процесса, к тому же выборы получили признание и со стороны России.

Обстоятельства резко изменились, когда 27 октября 2019 года в центре г. Сухума были застрелены двое известных людей — Астамур Шамба и Алхас Авидзба, которые по распространённой в Абхазии информации были криминальными авторитетами и относились к «ворам в законе». Убийство известных криминально-политических деятелей обрушило руководство правоохранительной системы республики и подорвало доверие к власти, что в контексте попыток оспорить результаты выборов создало все условия для её силовой смены. В частности, со своих должностей ушли в отставку министр МВД, замглавы МВД и генпрокурор Абхазии. Важным эмоциональным составляющим ситуации, добавившим значительную долю драматизма, стала и гибель девушки официантки.

После резонансного убийства криминальных авторитетов, и прибытия в Сухум известного боевого командира Донецкой Народной Республики, Героя ДНР Ахра Авидзба, представителя фамилии, к которой принадлежал один из убитых, ситуация получила новую динамику, которая и привела к резкому усилению политического кризиса. А. Авидзба обратился с видео-обращением к президенту и главе МВД РА с требованием наказать виновных в убийстве родственника. Мирного разрешения ситуация однако не получила.

Одновременно с приездом А. Авидзба 17 декабря в Абхазию прибыл лидер оппозиции А. Бжания. Перед заседанием кассационной коллеги Верховного суда на решение суда первой инстанции по иску А. Квициниа о законности проведения выборов президента в 2019 г. А. Бжания заявил, что приехал поддержать судей.

Подготовка к государственному перевороту началась сразу после инаугурации президента Абхазии. Депутат Ю. Хагуш и представитель оппозиции Д. Дбар (претендовавший на должность вице-президента при победе А. Бжания) договорились о совместных действиях с А. Авидзба. Убийство криминальных авторитетов явилось катализатором ситуации. Таким образом, А. Авидзба организовал представителей фамилии, а сторонники А. Бжания – оппозиционно настроенных граждан.

9 января с утра возле администрации президента стали собираться оппозиционно настроенные люди. В итоге здание администрации было взято штурмом, в ходе которого зданиям был причинён значительный материальный ущерб. Президент покинул здание администрации и убыл в свою резиденцию.

10 января состоялось заседание верховного суда по кассационной жалобе А. Квициниа, суд признал выборы 2019 года недействительными, избранный Президент Абхазии ушел в отставку. Перевыборы назначены на 22 марта 2020 года.

По информации, уже известны имена, по крайней мере, трех претендентов – А. Бжания, К. Кварчия, К. Озган, Б. Тапагуа и Р. Лолуа, но анализ их биографий и шансов стать президентом Абхазии, это уже отдельная тема. Но уже сейчас можно сказать, что избирательная кампания будет начинаться на фоне осложнения ситуации в оппозиционной коалиции, и поражения и развала той коалиции, которая недавно поддержала Р. Хаджимбы. Следовательно, будет очень интересное переформатирование политического поля и новые альянсы. Что же, будем анализировать эту информацию по мере её поступления и следить за ситуацией.

События, происходящие в Сухуме с 9 января, являются следствием нескольких параллельных процессов. Недовольство граждан Абхазии действиями президента, системным кризисом практически во всех областях экономической и общественно-политической жизни. Развитой клановостью и коррупцией, не как отклонений в общественном сознании и поведении, а как системообразующими основами общественных отношений, включающую в себя органы государственного и муниципального управления, правоохранительные органы, сферу образования, экономики, а также неспособность власти противодействовать криминалитету в республике.

Бабурин: народ Абхазии изберет достойного лидера, если не будут вмешиваться «кукловоды» из РоссииВ отношениях между Россией и Абхазией назрела потребность многое прояснить и упорядочить, дать прозрачность процедурам выделения и расходования российских денег, да и не только этому, подчеркнул Сергей Бабурин

С точки зрения российской политики, события в Абхазии содержат массу неприятных моментов, прежде сего в том аспекте, что они показали крайне ограниченное реальное влияние России на политические процессы в этой республике. При этом, стратегический союз с Россией, как с главным стратегическим партнёром Абхазии в вопросах обеспечения безопасности и экономики, никем из противоборствующим в Абхазии сторон не оспаривается, и происходящее это внутри абхазский кризис.

С российской стороны была сделана серьёзная ошибка в том, что в такой пограничной и чреватой дальнейшими конфликтами ситуации была выбрана конкретная сторона, а именно встречей с Владимиром Путиным был дан сигнал о поддержке кандидатуры Р. Хаджимбы. Сейчас выборы, которые Россия признала легитимными и глава российского государства поздравил их победителя, отменены в самой Абхазии. Высокие должностные лица из России, Рашид Нургалиев и Владислав Сурков, смогли лишь констатировать факт поражения Р. Хаджимбы.

В этой связи интересен вопрос. России нельзя допускать появления долговременного очага нестабильности в Абхазии на фоне общей нестабильности региона и турбулентной Грузии, но какая страховочная стратегия будет выбрана и какими методами она будет реализована? Времени до выборов крайне мало, ресурсы воздействия на абхазскую политическую элиту у российской стороны крайне ограничен. Даже возможное расширение финансирования для поддержки нужного кандидата может просто не успеть дать необходимого эффекта, и кто именно будет этим кандидатом?

Ещё накануне прошедших выборов в Абхазии отмечался серьезный запрос граждан на перемены. Но что может прийти на смену системе кланово-договорной политики? Как можно противостоять роли криминала, если в общественном сознании те же «воры в законе» являются не просто представителями криминальной иерархии, а важным, в современных политических реалиях Абхазии, регулятором общественно-экономических и политических отношений, да ещё и с определённой долей романтики.

Что конкретно делать, если для решения описанных выше проблем требуется кардинальная перестройка основ жизни абхазского народа, и готово ли к этому само абхазское общество, которое является обществом традиционным, отстаивающим свою национально-культурную идентичность не только с её плюсами, но и с минусами. И, самое главное, какими социальными ресурсами оно обладает для этого?

 

Максим Васьков — политолог, член Союза журналистов России, специально для ИА «Реалист»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *