Томос: окончательный раскол Украины

Томос: окончательный раскол Украины

Никогда еще мы не приближались так близко к самому краю пропасти

Томос: окончательный раскол Украины

Происходит это почти незаметно и непонятно для основной массы украинского обывателя. У обывателя работа, поиск работы, отпуска (для тех, у кого есть работа), разговоры ни о чем и шутки по поводу пристрастия нашего президента к спиртному.

А он – наш президент – попивая «Дом Периньон», на пару с Вятровичем, и при поддержке госдепа, делает свою работу, не обращая никакого внимания на наши шутки и победные реляции. Пока выигрывает он. Раунд за раундом. А мы все проигрываем.

Сегодня на кону церковный мир и каноническое единство в Украине.

Это тема нового раунда. И если мы и его проиграем, мы проиграем Украину. В том смысле, что единой она не будет уже вообще никогда.

Здесь надо дать некоторые пояснения. Потому, что иногда, общаясь со своими согражданами (и даже с теми из них, которые считают себя людьми воцерковленными), я обнаруживаю глубокое невежество в вопросе каноничности Церкви.

Общее их понимание проблемы выглядит так. Украинская Православная Церковь Московского Патриархата – это Церковь каноническая (благодатная), а Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата – не каноническая (не благодатная). На вопрос – почему?

Многие мои сограждане имеют приблизительно одинаковый ответ: потому, что Филарет не стал в свое время Патриархом Украинской Православной Церкви, и в отместку за это, вместе с первым президентом Украины Кравчуком, затеял раскол, оторвал от Православной Церкви несколько приходов и объявил, что отныне – это и есть церковь истинная украинская.

За это, мол, весь православный канонический мир наказал Филарета. Его отлучили от церковного общения.

Созданная же им общественная организация, под названием «Украинская православная церковь киевского патриархата», не признана ни одной из поместных Церквей мира и церковью не является.

При том, что это, конечно же, правильное понимание (т.е. сограждане понимают верно) — не это является глубиной проблемы. Суть в следующем.

Главное, что отличает Православную Христову Церковь от любого другого объединения людей – это то, что Церковь Христова есть собрание душ верующих, находящихся в постоянном молитвенном и евхаристическом общении друг с другом и со Христом, с Богом.

Проще говоря: Православная Церковь – это есть метафизическое тело Христово, в котором верующие объединены таинством Евхаристии. Они как бы составляют собой духовное единство, причащаясь Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

Православный человек приходит в Храм на Литургию именно за тем, чтобы получить Причастие. Стать причастным Христу, стать частью Церкви, стать частью Христа.

И вот именно в этом и зарыто зерно проблемы.

Право преподать Таинство Евхаристии Христос вручил лично своим апостолам, показав во время Тайной Вечери, как это следует делать, и дал им власть, передавать это право другим людям через рукоположение.

Он сказал апостолам: «Истинно говорю вам: что вы свяжите на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» Мтф.18:18.

После вознесения Господа, апостолы начали проповедь и понесли христианство в другие земли и другим народам. По всей ойкумене стали множиться христианские общины. Апостолы рукополагали пресвитеров этих Церквей, передавая им право творить Евхаристию.

Затем, эти, уже рукоположенные пресвитеры, продолжая дело апостолов, проповедуя Евангелие всему миру, так же создавали новые Церкви и рукополагали в них пресвитеров, передавая им полученное от апостолов право совершать церковные таинства.

Именно эта апостольская преемственность, которая передавалась от Самого Христа и Его апостолов через возложение рук, и есть сутью проблемы между Церквями каноническими, которыми являются Католическая и Православная Церкви, и всеми остальными: протестантами, иеговистами, раскольниками. Все они, в силу различных причин и в разное время, были лишены апостольской преемственности. Все они не имеют права преподать верующему человеку Евхаристию и другие церковные таинства, которые сопровождают христианина от рождения и до самой смерти.

И вот теперь внимание!

На сегодняшний день в Украине существует только одно учреждение, в котором православные могут получить таинство Причастия – это Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Именно этим и объясняется такой её огромный численный состав. К Филарету же перешли те люди, для которых Церковные Таинства, Царство Божие, да и сам Христос – это суть вещи не главные. У этих людей: «Сначала Украина, а потом Бог». В созданную Филаретом «церковь» они ходят не для того, чтобы быть ближе ко Христу, а для того, чтобы бороться за «вільну Україну». И это их право – в нашей стране все граждане имеют право свободно вступать в любые не запрещенные законом общественные организации, но верующими во Христа их можно назвать только с очень большой натяжкой. Они верят в Украину. Христос для них, да простит меня Господь, — это внешний антураж, не более.

При этом важно понимать, что очень большое количество прихожан УПЦ МП имеют крайне негативное отношение к России, к Москве, к русским. События последних четырех лет разделили нас, в этом отношении, примерно пополам. А если учесть потерю Крыма и Донбасса, то, думается мне, Россию считают агрессором не менее 60% прихожан УПЦ МП.

Но, несмотря на это, Каноническая Православная Церковь Украины остается единственной реальной массовой площадкой для возможного будущего примирения наших народов – украинского и русского. Причем это уже происходит. Внутри церковных общин идут осторожные диалоги между «думающими инако». Говорю это вам по опыту посещения многих церковных общин, как на Западе, так и на Востоке Украины.

Если же Томос будет передан Филарету, т.е. «апостольская преемственность», т.е. Благодать, т.е. право совершать Евхаристию и другие Таинства, будет таки передано от Константипольской Церкви Киевскому патриархату, то тем верующим сегодняшнего Московского патриархата, которые негативно относятся ко всему русскому, объяснить себе, почему он ходит в Церковь Московского патриархата будет невозможно!

Боюсь, что мое объяснение для неподготовленного человека выглядит сложным, но церковный люд это поймет.

Томос – это и есть окончательный раскол Украины. Дальнейшее её существование, даже в сегодняшних границах, будет немыслимо.

Василий Волга

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *