Последняя десятидневка была отмечена основательной информационной пикировкой Москвы и Минска. Ей можно смело дать кодовое название «Бухгалтер». Именно таким клише отреагировал официальный представитель МИД Белоруссии Анатолий Глаз на интервью, которое 14 марта дал РИА «Новости» российский посол в Белоруссии Михаил Бабич и в котором привел ряд бьющих не в бровь, а в глаз цифр немалой экономической помощи Белоруссии со стороны России. А. Глаз, язвительно назвав М. Бабича «счетоводом либо подающим надежды бухгалтером», явно клонил к тому, что недостойно напоминать «независимому государству» о «какой-то» помощи.
Вообще-то позиции спикера белорусского МИД изначально были невыигрышными. И набор цифр, за которые, по его словам, регулярно «хватается» российский дипломат, был вовсе не «искусственный, подтасованный», а самый что ни на есть реальный. И сам прием, к которому А. Глаз прибег, отмахнувшись от конкретных фактов и цифр, по причине того, что, мол, «отношения между нашими странами и народами гораздо более глубокие и всеобъемлющие», очень походит на обычную демагогию.
Показательно, что Бабич на попытку уязвить его отреагировал спокойно. Своим критикам он напомнил, что посол, как бы кому ни хотелось, это не декоративная фигура, не «ванька-встанька: сходил на прием, сказал какие-то красивые слова, отправил куда-то какую-то ноту, кого-то встретил, проводил», а высший официальный представитель своего государства и ему не зазорно в интересах своего государства играть любую необходимую роль.
«Если твоей стране нужно, чтобы посол на какое-то время стал бухгалтером, а когда это еще хороший бухгалтер или подающий надежды бухгалтер, – ответствовал он, – это гарантирует твоей стране, что ее не обсчитают, не ошельмуют, а, наоборот, экономические взаимоотношения со своим партнером будут прозрачные, понятные не только для чиновников, но и для граждан всех государств, которые в этих отношениях принимают участие». Тем более не забудем, что М. Бабич – не только посол, но и одновременно спецпредставитель президента РФ по развитию торгово-экономического сотрудничества с Белоруссией.
Тут прямо надо сказать, что в Минске за последние 12 лет привыкли к иному стилю работы российского посла. Занимавший этот пост Александр Суриков, словно царь Алексей Михайлович, прослыл «тишайшим», предпочитал говорить руководителям страны пребывания именно что приятные слова, да подчас делал это так, что невольно возникало сомнение, а чей он посол в действительности – России или Белоруссии?
Впрочем, главное даже не в форме ответа М. Бабича на хамский выпад (МИД РФ устами заместителя главы ведомства Григория Карасина даже вынужден был заявить Минску, что Москва вправе рассчитывать на более уважительное отношение к своему послу), а в сути того, о чем он сказал в интервью РИА «Новости» и что вызвало такую болезненную реакцию белорусского руководства (понятно, что именно руководства, а не персонально расхрабрившегося мидовского чиновника). А суть, как нам представляется, заключена в следующих словах: «…на данном этапе развития Союзного государства наши партнеры поставили вопросы и о внутрироссийских ценах на газ, о компенсации налогового маневра (т.е. распространении выплаты отрицательного акциза на белорусские НПЗ, как предусмотрено российским законодательством для российских НПЗ. – Ред.), увеличении объемов получения субсидий из российского бюджета для белорусских промышленных предприятий наравне с российскими, закреплении на российском рынке доли белорусской сельхозпродукции, возможности выделения еще более дешевых кредитов (а в РФ бюджетные кредиты выделяются под ставку 1%) и так далее.
Если мы действительно строим Союзное государство, то это в целом справедливая постановка вопроса. Но без практической реализации положений Союзного договора о единой денежно-кредитной, налоговой, промышленной, аграрной, инфраструктурной, таможенной и прочей политики перейти на такой уровень интеграции невозможно ни в финансовом, ни в юридическом плане. Как невозможно это сделать и без формирования институциональных органов управления Союзного государства».
Иначе говоря, если мы строим Союзное государство, то нужен действительно реальный переход на новую, куда более глубокую ступень интеграции, а не получение различных преференций от Москвы под повторение бесконечных мантр о небывалой близости двух народов, о белорусах как русских «со знаком качества» и т.п.
Далее приведенные М. Бабичем конкретные цифры дотирования Россией белорусской экономики, конечно же, известны в Минске, но раньше они публично не озвучивались и наверняка именно поэтому вызвали «праведный» гнев спикера белорусского МИД, а до того – и самого Александра Лукашенко, потребовавшего от Москвы на недавней встрече с представителями общественности, белорусских и зарубежных СМИ «прекратить нас обвинять в нахлебничестве. Мы у вас никогда не были нахлебниками, и не будем».
Тут допущена, мягко говоря, передержка. Что народ Белоруссии трудолюбив и многого достиг, никто в России никогда не отрицал и нахлебником не считал. Но и уходить от признания того, что экономические отношения двух стран, да и социальное благополучие в РБ базируются лишь на плодах его труда, тоже неправильно, несправедливо по отношению к вкладу россиян. Ведь начиная с 2000 по 2010 г., уровень ежегодной финансовой поддержки Белоруссии или выпадающих доходов РФ в экономических отношениях двух наших стран находился в диапазоне от сотен миллионов долларов до 2-3 миллиардов. А сегодня эта цифра выросла уже до 5-6 миллиардов в год. Как подчеркнул М. Бабич, «правительство РФ под руководством президента добилось таких результатов, которые обеспечивают успешное развитие не только России, но и в значительной степени способствуют стабильному социально-экономическому развитию Белоруссии».
К основным внешнеполитическим и экономическим успехам в Белоруссии относят изменения экспортной зависимости от РФ. На встрече главы РБ с представителями общественности и прессой приводились данные за 2018 г., в соответствии с которыми доля РФ в общем объеме белорусского экспорта якобы снизилась примерно с 44% до 38,4%, а экспорт в ЕС – вырос с 26,8% до 30,2%.
На этот счет М. Бабич посетовал, что А. Лукашенко просто подвели чиновники, услужливо предоставив недостоверные аргументы. Так, в увеличении показателей экспорта в ЕС до 10,2 миллиарда долларов, долю в 4,6 миллиарда составляют доходы от продажи нефтепродуктов, произведенных из беспошлинной российской нефти, на лондонской и нидерландской биржах. Если эти нефтепродукты вместе с поставками российского угля исключить из статистики, то на долю РФ будет приходиться более 50% экспорта, а на ЕС – около 20%.
Российская сторона не собирается возводить ссылки Минска на недостоверную информацию в проблему мирового масштаба, не это определяет отношение Москвы. Как подчеркнул М. Бабич, «у нас позиция очень простая – чем более выгодные для себя экономические возможности находит наш союзник, тем лучше и для нас».
Но правда все равно глаза колет, и вряд ли публичное озвучивание этой цифири греет сердца политиков и чиновников в Минске. Тем не менее хочется надеяться, что там прямую и открытую позицию Москвы, воплотившуюся в данном случае в линию поведения её посла, поймут правильно и примут.
Раньше в таких случаях руководитель белорусского государства лично и весьма эмоционально реагировал, не всегда оставаясь достаточно корректным. На сей раз, будем надеяться, выплеск негативных эмоций остановится на реплике А. Глаза. Если в Минске правильно воспримут импульс из Москвы, вывод российско-белорусских отношений на новый уровень пойдет без лишних помех.