Пётр Акопов .
Это просто анекдот .
Власти Монако опровергли информацию о том, что миллиардер Дмитрий Рыболовлев был объявлен персоной нон грата при дворе принца Альбера Второго. Тем не менее скандал, начавшийся с ареста министра юстиции княжества, прекрасно демонстрирует то, как западная элита относится к российским нуворишам. А именно – как к людям второго сорта.
Немало российских олигархов давно уже вывели на Запад свои капиталы – как любой укравший пытается спрятать утащенное подальше от тех, кого он обокрал.
Но публично все объяснялось тем, что в России плохие законы и чекистская власть. Мол, того и гляди, «отберут честно заработанное». Ради прописки на Западе чего только не делают – отдают детей в лучшие закрытые школы, покупают особняки в самых крутых районах, жертвуют деньги политикам и пытаются проникнуть в закрытый мир европейской аристократии.
Роман Абрамович купил «Челси», а Дмитрий Рыболовлев – клуб «Монако».
50-летний пермяк сделал огромные деньги на экспорте минеральных удобрений (город Березняки в Пермском крае из-за шахт в буквальном смысле слова проваливается под землю). Его состояние весьма приблизительно оценивается в 8 миллиардов, у него огромное количество собственности по всему миру (среди нее был и купленный у Трампа особняк во Флориде), он давно уже живет за границей, но в последние годы предпочитает Монако.
Футбольный клуб Рыболовлев купил в 2011-м, вложил в него уже 300 миллионов евро – так и не получив, впрочем, монегасского гражданства.
Его дают только по личному распоряжению князя, и очередь из желающих мультимиллионеров стоит немаленькая. Но все-таки мало кто из иностранцев вкладывает такие большие деньги в один из символов этого государства. Так что Рыболовлев, казалось, мог со временем рассчитывать на паспорт с гербом Гримальди. Тем более что этот гражданин России рассказывал о том, что хочет навсегда связать свою жизнь с княжеством:
«Я люблю эту страну и её культуру, сообщество Монако и его космополитическое население. Я чувствую, что хорошо влился в местное сообщество, несмотря на некоторые языковые барьеры, и меня окружают интересные личности. Я воспринимаю проект ФК «Монако» как национальную сборную княжества, а не просто как клуб».
Но, как выяснилось на днях, монакское общество теперь жалеет о том, что так близко узнало Рыболовлева. В прошлую пятницу полицией был задержан покинувший за неделю до этого пост руководителя департамента юридических услуг Монако (то есть по сути министра юстиции) Филипп Нармино – генпрокуратура подозревает его в «торговле влиянием». На следующий день его отпустили без предъявления обвинений, но суть дела описала французская пресса. И это более чем показательная история.
Началось все с того, что Рыболовлев обнаружил, что его обманывают – его арт-дилер продавал ему картины по завышенным ценам. Через швейцарца Ива Бувье олигарх за несколько лет купил живописи на 2 миллиарда долларов (одна работа раскрученного Родко стоила 140 миллионов), из которых, как он считает, около миллиарда он переплатил. Рыболовлев подал в суд. Бувье обвинили не только в мошенничестве, но еще и в соучастии в отмывании денег, однако позже его отпустили под залог в 10 миллионов. И тогда арт-дилер во встречном иске заявил о связях Рыболовлева в полиции и судебных кругах Монако.
Олигарх, естественно, отрицал это. Отвечая на вопрос судьи, «поддерживает ли он отношения с местными судьями, которые давали бы ему право на привилегированное отношение», сказал, что нет. Но неожиданно следствие получило подтверждение наличия таких связей. Причем со стороны в том числе и адвоката самого Рыболовлева, нечаянно передавшей в руки полиции свой смартфон с перепиской, уличавшей арт-дилера Бувье. Как выяснилось, там же находилась и переписка, подтверждающая связи Рыболовлева с монакскими судьями.
И вот 14 сентября в Le Monde выходит статья о том, что глава департамента юстиции Монако Нармино и Рыболовлев состоят в дружеских отношениях. В частности, монегаск гостил на вилле олигарха в Швейцарии и получал от него подарки. И получается, что Нармино мог оказывать влияние на ход судебного дела и защищать интересы Рыболовлева.
Начинается скандал. На следующий день Нармино подает в отставку, потом у него проходят обыски, его задерживают и отпускают. Пока без предъявления обвинения. Хотя понятно, что он дружил с Рыболовлевым – но разве только с ним? Что такое вообще Монако?
Это европейская и общемировая спецзона, своего рода заповедник, клуб для миллиардеров, европейских аристократов и нуворишей со всего мира. Там они не только «тусуются», но и обделывают самые разные и самые темные дела: через принадлежащие им банки, офшорные компании, фонды и трасты. Это одна из темных зон глобальной элиты – и трогать ее просто так не дано никому. Принцу Альберу Второму, как и всей династии, не привыкать переживать скандалы и попытки вынести сор из избы – и всякий раз они купировались. Если нужно, то и путем физической ликвидации проблемного персонажа.
Так что в неформальном общении Рыболовлева и министра юстиции нет по монакским меркам ничего удивительного. Удивительно как раз то, что эти факты всплыли. Причем всплыли в ответ на попытку олигарха привлечь к суду откровенного мошенника (в том, что арт-дилер банально дурил клиента, нет никаких сомнений). Рыболовлев, вложивший сотни миллионов в Монако, казалось, был вправе рассчитывать на объективное рассмотрение его дела в местном суде, а получилось ровно наоборот. То есть из потерпевшего он превращается в обвиняемого. Как минимум в подозреваемого – и в проблему для князя Монако.
Как написал на днях, не называя источник информации, Le Journal du Dimanche, Рыболовлев объявлен персоной нон грата при дворе князя Альбера. Предпринимателя якобы уже негласно попросили дистанцироваться от князя и его окружения, и из-за этого уголовного дела Нармино Рыболовлев может быть вынужден покинуть Монако.
Естественно, сам Рыболовлев назвал эти публикации о себе «чистыми выдумками», цель которых – повлиять на правосудие. А в среду коммуникационный департамент Монако распространил заявление о том, что «эти слухи не имеют никаких оснований, и поэтому мы категорически отрицаем их».
Нет ничего удивительного, что все всё отрицают – но не только нет дыма без огня, но нет и будущего у Рыболовлева в княжестве Монако. Дело в том – и это главный урок этой истории – что для европейских старых денег и старых властей нет никаких русских, арабских или китайских миллиардеров. Есть нувориши, с которых можно брать деньги – как легально, так и нелегально, продавать им свои клубы и дворцы, позволять им платить за себя, делать вид, что считаешь их людьми. Чтобы при удобном случае или возникновении проблем съесть, подставить, посадить. Тех, кто не играют в политику, до поры до времени не трогают (их берегут до кризисных времен), тех, кто заигрывается со спецслужбами, ждет шарфик в ванной.
Остальным – то есть тем, кто не воспользовался советом Владимира Путина вернуть деньги на родину – придется еще долго вспоминать его же предупреждение про «замучаетесь потом пыль глотать». Рыболовлев имеет все шансы проверить это в Монако.