Американские власти представили санкционный список, в который попали 45 российских организаций. Ограничения коснулись Рособоронэкспорта, госкорпорации «Ростех», ракетно-космического центра «Прогресс», Минобороны РФ и Службы внешней разведки. Старший научный сотрудник американского исследовательского центра Brookings Institution Стивен Пайфер опубликовал доклад, в котором анализируется эффективность санкционной политики США.
Ограничительные меры, введенные Соединенными Штатами в отношении России, связаны с несколькими направлениями. В частности, США обвиняют РФ в поддержке президента Венесуэлы Николаса Мадуро и режима президента Сирии Башара Асада. Кроме этого, России приписывают «кибератаки и распространение дезинформации», а также «агрессию в отношении Украины». В 2012 году был принят так называемый «закон Магнитского», который предусматривал санкции в отношении российских должностных лиц, «причастных к серьезным нарушениям прав человека».
Соединенные Штаты проводят санкционную политику еще со времен СССР. В 1974 году в США была принята поправка Джексона-Вэника, ограничившая торговлю с Советским Союзом до тех пор, пока Москва не разрешила своим гражданам эмигрировать.
В настоящее время поправка продолжает действовать в отношении таких стран как Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан.
По мнению Пайфера, США путем введения санкций не достигают поставленных целей, так как ограничения направлены на действия, которые уже совершены со стороны РФ. В итоге санкционная политика оказывается неэффективной. Например, поправка Джексона-Вэника оставалась в силе даже после того как Россия разрешила открытую эмиграцию. В 1994 году администрация президента США Билла Клинтона пришла к выводу, что Россия полностью выполнила требования Джексона-Вэника. Однако Конгресс США исключил Россию из сферы действия поправки только в 2012 году, а постоянный статус нормальных торговых отношений предоставил РФ только в «законе Магнитского», который применил новые санкции. Если российские политики будут полагать, что санкции сохранятся независимо от их дальнейших действий, у них не будет стимула менять политический курс.
Кроме этого, США не координирует санкционную политику с Европейским союзом. В частности, российский газопровод «Северный поток — 2» может создать серьезную проблему между администрацией следующего президента США Джозефа Байдена и Германией — основным европейским спонсором газопровода, особенно учитывая то, что торговые отношения России и ЕС с существенно шире, чем с США.
Пайфер также отмечает, что при введении санкций в отношении конкретных лиц (ограничении въезда на территорию страны и замораживание активов) не имеет смысла применять санкции и к их семьям. Одно дело, если российский бизнесмен не может поехать в США или Европу, и совсем другое, если его супруга не может совершить поездку по магазинам в Лондон, а его дети не будут посещать школу в Соединенных Штатах или Великобритании.
Команда Джозефа Байдена 20 декабря заявила, что рассмотрит несколько вариантов наказания России за ее предполагаемую роль во «взломе правительственных агентств и компаний США», пообещав наложить «финансовые последствия» как на «физических лиц, так и на юридические лица». По словам эксперта вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Эндрю Джеймса Льюиса, США могут пригрозить РФ нарушением работы телефонных сетей и Интернета. Вместе с тем в окружении Байдена желают «избежать эскалации конфликта» между Вашингтоном и Москвой.