Чем отличается настоящая традиция от наглой профанации? – Сущей мелочью: тем, что корни ее лежат в истории и обычаях многих поколений. Уверен, никого в Санкт-Петербурге не возмущает то, что ежегодно, на протяжении многих десятилетий, выпускники морских училищ обряжают статую адмирала Крузенштерна в тельняшку, ставшую символом доблести русского флота.
Кстати, подобное случалось и в Одессе в былые времена, только, делали это не новоиспеченные военные моряки, но выпускники нашей «Вышки» — знаменитого на весь Союз питомника будущих капитанов дальнего плавания да стармехов…
Полагаю, что ни старого морского волка Ивана Федоровича Крузенштерна, ни великого устроителя Одессы и преобразователя Новороссии герцога де Ришелье, сии вольности не возмутили бы. Оба они – и остзейский дворянин, и французский аристократ, верно служили России, много сделав для ее процветания как морской державы.
Увы, каковы времена, такие и попытки создать новые «традиции». Вот и сегодня – снова на статую Дюка, что на Приморском бульваре, уже не в первый раз, натянули вышиванку. Символ сугубо сельский, естественно, ни к самому герцогу, ни к исторической Одессе, отношения не имеющий. Причем, автор сего рукотворного шедевра, некая художница Татьяна Тамбовцева (истинная украинка, видимо!
), вышила ее… изображениями якорей да штурвалов. Дескать, сие свидетельствует о том, что Одесса – город украинский….
Ну что тут можно сказать?! – Только то, что ряженые, пытающиеся насильственно «украинизировать-рогулизировать» и наш город, и его символ – монумент великому деятелю, императорской России, как всегда, посмешили и Одессу, и весь мир своей пещерной тупостью.
Не знают они, что памятник этот и без всяких опереточных вышиванок является символом вечного единства малороссов-украинцев и русских!
Ведь его автор, славный скульптор и академик, Иван Мартос, — уроженец городка Ичня Полтавской губернии, был по происхождению малороссийским дворянином. И – именно им был создан не только символ нашего города, но и не менее знаменитый памятник Минину и Пожарскому, доселе украшающий Красную площадь в Москве. Куда более глобальный символ мощи русского духа в борьбе с иноземным нашествием…
Весьма символично то, что в 1967 году «активисты» из числа руководства Одесского союза писателей (настоящих одесситов среди них, само собой, и рядом не стояло!), вышли на киевское руководство с «патриотическим почином»: дескать, надобно снести этого имперского сатрапа, а на его месте к 50-летию Октябрьской революции, воздвигнуть монумент Ленину.
Благо, истинные одесситы сумели тогда дойти до Москвы, и через влиятельного Константина Симонова – доказать абсурдность этой идеи местечковых лакеев.
Одним из аргументов в защиту Дюка и было то, что его автор Мартос – еще и Минина с Пожарским изваял… Правда, спасение памятника дорого обошлось талантливому писателю-одесситу Аркадию Львову, боровшемуся как лев за спасение гордости Одессы, коего мстительные селяне с членскими билетами «совписа» таки выжили в эмиграцию, обвинив в сионизме и диссидентстве… Но Дюк – остался на своем законном месте.
Так же, как и Минин с Пожарским, на коих – ни один, даже самый отъявленный «квасной патриот», доселе не додумался напялить косоворотку, зипун и лапти… Видимо, представления о народном духе на Руси несколько отличаются от украинских…
И, сколько бы ни рядили приспособленцы его статую в идиотские, не имеющие отношения ни к настоящей украинской народной, сельской традиции, ни к самой Одессе, фальшивые вышиванки, это не сделает наш город украиноязычной и не помнящей своей истории провинцией страны без памяти и разума.
Все проходит, все наносное смывается временем. А Дюк – как был, так и будет символом истинной Одессы, помнящей свои корни и своих основателей.