Как известно, Ким Чен Ын приостановил запланированный на конец августа старт своих МБР в направлении острова Гуам. Он сделал это в надежде, что США и Южная Корея отменят ежегодные совместные военные учения Ulchi Freedom Guardian («Страж свободы Ульчи»).
Напомним, что Дональд Трамп назвал решение северокорейского лидера «мудрым», так как «альтернатива была бы катастрофической и неприемлемой». Сам, однако, от бряцания оружием возле границ КНДР не отказался. Видимо, посчитал, что Пхеньян испугался. Между тем, Ким в ответ на Ulchi Freedom Guardian пообещал «безжалостное возмездие».
Напомним, маневры «Страж свободы Ульчи» являются крупнейшим ежегодным военным учением, в которых участвуют 80 тысяч солдат стран США и КР, и проходят они максимально приближенно к боевым условиям. Таким образом, именно Вашингтон обостряет обстановку и ставит под удар жизни десятков миллионов корейцев. Ситуация более чем странная, ведь еще пару недель назад абсолютное большинство заокеанских экспертов были убеждены, что Америка не начнет войну против КНДР даже если в сторону Гуам полетит очередная МБР Кима. Слишком опасными считались риски, в том числе и для мировой экономики.
Тем не менее, учения «Страж свободы Ульчи» стартовали, вызвав очередной скачок напряженности между США и КНДР.
По мнению многих экспертов, тем самым Трамп демонстрирует силу своей армии и шлет сигнал Киму, что Америка не боится МБР Северной Кореи.
Отметим, что до испытания МБР «Хвасон-14» американское экспертное сообщество вообще всерьез не рассматривало ракетные программы Пхеньяна. Теперь за океаном широко обсуждают факт установки на МБР Кима украинских двигателей РД-250 или их клонов. И это в корне меняет расклад сил.
Между тем движки РД-250 монтировались еще на советских ракетах Р-36, известных на Западе, как SS-18 «Сатана», которые были приняты на вооружение в самом конце 1975 года. То есть 42 года назад. Срок огромный, учитывая научно-технический прогресс конца 20 и начала 21 века. По идее, у американцев вообще не должно быть проблем с ликвидацией клонов Р-36.
Но зачем тогда было устраивать жуткую истерику, с угрозой ядерного удара по КНДР? Если бы янки эффектно и без лишних слов перехватили эти ракеты, летящие в сторону острова Гуам, репутационные потери нынешнего лидера Северной Кореи были бы огромными. В этой связи неадекватная реакция Белого дома подрывает доверие к ПВО Америки в целом. Слишком уж эмоционально Трамп отреагировал на угрозу Кима.
Кстати, военно-политическое руководство КНДР заявило, что эти МБР не будут нести заряды и являются частью программы по усовершенствованию ракетной программы. С другой стороны, Северная Корея никогда еще не тестировали свои ракеты так провокационно. Траектория должна затронуть воздушное пространство над Японией, при этом целью назначения является акватория острова с военными базами США. По сути, Ким предложил Трампу сыграть в «ракетную рулетку», поставив на кон репутацию своих стран.
На первый взгляд, у Северной Кореи почти нет шансов. США и их союзники держат в Японском море крупную группировку ракетных крейсеров и эсминцев, оснащенных, как утверждает Пентагон, самой лучшей в мире многофункциональной противоракетной системой Aegis. Кроме того, второй эшелон боевых кораблей расположен непосредственно в акватории Гуам. На их борту также находятся ракеты-перехватчики SM-3. И самое главное, на самом острове Гуам размещены терминалы высотной зоной обороны — THAAD. Плюс к этому мощные противоздушные средства установлены и на территории Южной Кореи. От такого обилия ПВО кажется, что не то, что «Хвасон-14» — муха не пролетит.
Тем более что американцы давно и конкретно работают над программой противодействия ракетной угрозе стран-изгоев. В частности, начиная с 2002 года Агентство противоракетной обороны США (MDA) сосредоточило усилия по созданию зон ПВО, которые, по идее, должны защитить союзников от ограниченных ударов баллистических ракет. Отмечается, что эти программы не рассчитаны на русский или китайский удар. Всего MDA потратило миллиарды долларов, чтобы прикрыть Израиль и Южную Корею от Ирана и КНДР соответственно.
Итак, по данным КНДР, от старта до приводнения возле Гуама (если старт все-таки состоится — авт.) «Хвасон-14» будет находиться в полете около 14 минут. Наиболее уязвленным считается разгонный участок. Но северокорейцы утверждают, что не допустят перехвата над своей территорией. Блефуют они, или нет, судить сложно.
На маршевом участке американцы возлагают надежду только на THAAD, но и здесь Пентагон не дает гарантий. Мол, слишком высоко будет находиться цель, и крайне мало останется времени для реагирования. Сами американцы отмечают, что имеют серьезные технологические проблемы по перехвату МБР в космосе, несмотря на уничтожение в 2014 году тестовой ракеты-мишени, пущенной с Маршалловых островов. Кстати, с 2008 года таких испытаний было 4, остальные 3 — провалились.
Самая высокая вероятность ликвидации северокорейской «Сатаны» появляется у американцев на финише. Вопрос только в том, как поведет себя «Хвасон-14», которая с огромной скоростью устремится вниз. Также напомним, что система Aegis показала 28 перехватов в 34 тестах (официальные данные Пентагона на июль 2014 года).
Таким образом, у американских военных имеются значительные риски. Одно дело полигонные испытания, на котором производитель делает все, чтобы не ударить в грязь лицом, другое — суровая реальность. «…Попытка перехвата может потерпеть неудачу и, как следствие, подорвет доверие к американской противоракетной обороне, даже если только одна из 4-х северокорейских ракет успешно приводнится возле Гуама», — подчеркивает военный эксперт Анкит Панда из Foreign Affairs.
Если американцы собьют «Хвасон-14» возле острова Гуам, но не сделают этого перед Страной восходящего солнца, между Токио и Вашингтоном пробежит черная кошка. В итоге, и Южная Корея, и Япония получат карт-бланш на самостоятельную военную политику и исследования.
Впрочем, это мелочи по сравнению с новым американским страхом уже северокорейского ядерного удара непосредственно по территории самых Соединенных Штатов. Зная о том, что Пентагон не способен гарантированно защитить США от МБР Кима с ядерными боеголовками, Белый дом разразится очередной истерикой.
Если же перехват состоится, то северокорейцы будут анализировать причины, чтобы в дальнейшем сделать всё, чтобы получить самую настоящую ядерную «Сатану».