Когда в 2011-м году в Сирии началась гражданская война, ее тут же исключили из Лиги арабских государств, а все отношения между странами ЛАГ и Дамаском были прекращены. После того, как Башар Асад при помощи России и Ирана смог вернуть свои позиции и уничтожить большую часть террористов, арабские страны поменяли свою позицию в отношении САР.
Первым Сирию посетил президент Судана, а Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн открыли свои посольства. Египет выступает посредником в проведении весной саммита, а вот ливанская встреча должна была стать как бы промежуточным, подготовительным этапом. Однако Кувейт, Катар и Египет отказались от встречи и тем самым Асад способствовал расколу арабского мира.
Причины происходящего кроются в многолетнем противостоянии США и Ирана. Также свои интересы в регионе имеет Израиль, который всеми силами старается не допустить усиления роли Тегерана. В Вашингтоне опасаются, что если произойдет «реабилитация» Сирии в Лиге арабских государств, то это автоматически усилит и влияние Ирана.
После решения США о выводе своих войск из Сирии позиции Ирана и так усиливаются и, скорее всего, президент Дональд Трамп через своих представителей смог убедить лидеров суннитских стран «повременить» с возвращением Сирии в ЛАГ. Собственно, этого же добивается Израиль.
Что же касается интересов России, то отказ ЛАГ принять Сирию обратно существенно вредит нашей ближневосточной стратегии. Являясь союзниками, нам выгодно, чтобы как можно больше стран региона вновь признали легитимность власти в САР.
Но в отличие от США, Россия находится в более выгодном политическом положении, так как имеет влияние на всех участников сирийского конфликта: Иран, Турцию, страны Персидского залива и так далее. Соответственно, Москве необходимо использовать свое влияние на все страны ЛАГ, чтобы Сирия была принята обратно и желательно, чтобы это произошло до весеннего саммита стран арабского региона.
Тут есть еще один немаловажный момент: признание власти Башара Асада станет и признанием победы России на Ближнем Востоке, чему так активно противится Вашингтон.