Уходящий год для иностранного бизнеса, работающего в России, оказался легче предыдущего, однако простым его назвать нельзя – это был период адаптации к условиям работы при относительной стабилизации рынка нефти и курса рубля. В то же время ситуация стала более определенной и позволяет с оптимизмом смотреть в будущий год.
Преодоление «дна» в российской экономике, о котором в уходящем году много говорили эксперты и чиновники, дает зарубежным предпринимателям в России надежду на восстановление роста и создание более привлекательных условий для ведения бизнеса.
Представители иностранного бизнеса подводят итоги уходящего года и рассказывают об ожиданиях от российской экономики на 2017 год.
По словам президента Американской торговой палаты в России (AmCham) Алексиса Родзянко, члены организации по большей части говорят, что 2016 год для них оказался лучше, чем 2015-й.
«Они уже чувствуют какой-то подъем, они чувствуют результаты своей работы по реструктуризации бизнеса в России, переформатированию его под так называемую «новую реальность». Фактические результаты 2016 года оказались лучше ожиданий 2016 года», — сказал он РИА Новости.
Лучше, чем могло быть
В уходящем году в речах властей страны и представителей иностранного бизнеса все чаще звучал термин «новая норма».
Он стал символом адаптации к новому уровню нефтяных цен, курсу рубля и геополитической реальности. Однако даже в этих условиях для многих предпринимателей фактические результаты 2016 года превзошли ожидания.
Генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Франк Шауфф считает, что 2016 год в целом был непростым для всех отраслей бизнеса. По его словам, экономическая ситуация в России оставалась сложной из-за волатильности рубля, высоких процентных ставок и сохраняющихся международных санкций.
«Тем не менее, бизнес начал воспринимать сложившуюся экономическую ситуацию как «новую норму», а финансово–экономическая политика российских властей, несмотря на падение цен на энергоносители, дала возможность укрепить рубль, сохранить валютные резервы и поддерживать положительное сальдо торгового баланса», — сказал Шауфф в интервью РИА Новости.
«В 2015 году установилась новая реальность, это была жесткая корректировка и приспособление к новому экономическому контексту. 2016 год, который сейчас завершается, – это год взлета», — полагает директор франко-российского аналитического центра «Обсерво» Арно Дюбьен.
«Показатели более оптимистичные, произошло замедление спада экономики, снижение оттока капитала по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, остается очень много неуверенности относительно доходов домохозяйств», — поясняет он. Официальный прогноз Минэкономразвития на 2016 год предполагает спад ВВП на 0,6%.
Не все так просто
Адаптируясь к «новой реальности», иностранные компании достигли определенных успехов, однако на их пути встречались и препятствия в виде административных барьеров, недостатка информации о партнерах, непредсказуемости экономической ситуации, говорят собеседники агентства.
Президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Монкевич отмечает, что уходящий год был плодотворным, но были и трудности. «Сегодня уже можно говорить о снижении административных барьеров и улучшении сопровождения инвестиционных проектов со стороны властей субъектов РФ, однако, пока что формат проектной поддержки еще недостаточно разработан, и в этом направлении предстоит еще огромная работа», — считает он.
По словам Монкевича, еще одна трудность заключается в том, что предпринимателям малого и среднего бизнеса в России не хватает знаний об азиатских рынках, в том числе о китайском.
По словам гендиректора АЕБ Шауффа, до сих пор одно из главных опасений иностранного бизнеса – это препятствие к равному доступу на российский рынок. «За последние несколько лет были проведены законодательные реформы, ограничивающие возможности иностранных компаний участвовать в тендерах на поставку продукции и услуг государственным и муниципальным (заказчикам). В результате сложилась такая ситуация, в которой оказались проекты по замещению импорта», — говорит он.
Шауфф пояснил, что во время действия режима встречных санкций эти проекты могут реализовываться в нишевых сегментах рынка и не бояться конкуренции с недорогими импортными товарами. «Однако при ослаблении санкционного режима (что благоприятно отразится на экономике в целом) проекты по замещению импорта сразу столкнутся с серьезной конкуренцией со стороны более конкурентоспособной импортной продукции», — добавил он.
По мнению немецкого бизнеса, основные факторы, создающие помехи для работы в России – это непредсказуемость экономической ситуации, излишняя бюрократизация и инфляция, свидетельствуют результаты опроса, представленного Российско-германской внешнеторговой палатой в конце октября.
Говоря о взаимных санкциях между Россией и Западом, большинство опрошенных представителей иностранного бизнеса отмечают, что они уже не оказывают существенного влияния на их работу в стране. Большее значение имеют динамика нефтяного рынка и валютных курсов.
«Мы не знаем, что будет с санкциями, однако бизнес в свою очередь уже адаптировался к новым условиям работы», — считает Шауфф из АЕБ.
Уже не «на дне»
Волатильность рубля, как и инфляция в 2016 году существенно снизилась, наметилась тенденция к восстановлению экономики России в целом. «В 2016 году иностранные компании начали объявлять о расширении производств и увеличений инвестиций в Россию. Кроме того, из-за ослабления рубля ряд компаний за последнее время начали экспортировать товары из России«, — говорит Шауфф.
Член правления АЕБ Филипп Пегорье, размышляя об уходящем годе, также отмечает, что он был еще тяжелым, но надеется на улучшение ситуации в будущем году. «Следующий год будет все-таки гораздо лучше, чем предыдущий. Уже МВФ и Всемирный банк прогнозируют улучшение экономической ситуации и рост на 1% или около 1%. Это значит, что худшее мы уже прошли», — уверен он.
В октябре МВФ в четвертый раз в этом году улучшил прогноз по динамике ВВП России на 2016 год до спада на 0,8%, на 2017 год – до роста на 1,1%. Позднее, в ноябре, и Всемирный банк значительно улучшил прогноз по спаду ВВП РФ в 2016 году — до 0,6% с 1,2%. По мнению ВБ, пик кризиса российская экономика пройдет во второй половине текущего года, после чего начнет восстанавливаться и покажет в 2017 году рост на 1,5%.
Успешным для России уходящий год стал и с точки зрения рейтинга Doing Business-2017, который исследует нормы регулирования, способствующие или препятствующие развитию бизнеса. Россия поднялась в нем до 40 позиции, тогда как в прошлом году занимала 51 строчку.
Родзянко ранее говорил, что Россия в рейтинге попала в «Лигу чемпионов», и заняла позицию, с которой труднее пробиваться вперед в связи с высокой конкуренцией.
В будущее — со сдержанным оптимизмом
Перехода экономики к небольшому росту в будущем году ожидает и Монкевич из РАСПП. «Изменить динамику могут институциональные реформы российской экономики, которые поспособствуют росту защиты прав собственности, формированию «длинных денег», повышению предсказуемости государственного управления и уровня эффективности и прозрачности государственных расходов», — полагает он.
«Мы видим наибольший потенциал в сельском хозяйстве, агропромышленном комплексе, текстильной промышленности, обрабатывающих производствах», — добавляет Монкевич.
«Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Конечно, работать как раньше, как два-три года назад, уже невозможно, нужно больше локализовать свое производство. Но несмотря на это, все верят, что Россия – это важный рынок. Компании будут продолжать работу, немного по-другому, но продолжать», — уверен Пегорье.
Ожидает возобновления экономического роста и глава AmCham. «Не жду особых всплесков или падений в цене на нефть. Стабильность в России и рост в России – это лучше, чем то, что было последние два года. Плюс к этому есть надежда, что станет легче и в геополитике. Предстоят выборы в Европе. Те настроения, которые привели к победе Трампа, присутствуют и в Европе», — говорит Родзянко.
Дюбьен из «Обсерво» предполагает, что работа в будущем году будет гораздо интересней. «За последние недели добавилось много составляющих как в экономической, так и в политической сфере между Францией и Россией. На протяжении нескольких дней мы видим укрепление нефти и рост рубля, это способно изменить ситуацию. Мы также думаем о перспективах избрания (президентом США Дональда – ред.) Трампа. Перемены грядут и во Франции (выборы – ред.)», — говорит он.
На улучшение геополитической ситуации надеется и представитель европейского бизнеса Шауфф: «Мы надеемся, что в 2017 году геополитическая ситуация в мире всё-таки изменится в лучшую сторону, и политика не будет в такой степени влиять на бизнес процессы и торговлю между странами».
Подписывайтесь на наш журнал
Будем рады сотрудничать с другими авторами