Тотальное регулирование интернета неизбежно

Тотальное регулирование интернета неизбежно

Тема блокировки Telegram хоть и постепенно остывает — мессенджер продолжает работать, а Роскомнадзор разблокировал часть IP-адресов — но тема государственного регулирования интернета не перестает утихать. Критики часто говорят о попытках российских властей цензурировать виртуальное пространство, забывая при этом, что госрегулирование сети — это общемировой тренд, который с каждым годом будет только усиливаться.

Из чего складывается свобода сети

В первую очередь здесь важно определиться с тем, что понимается под «свободным интернетом». Например, в методике Freedom House на уровень свободы интернета влияют самые разные показатели: наличие прогосударственных комментаторов и пропагандистов в социальных сетях, государственный контроль мобильных сетей, дезинформация в сети интернет и множество других факторов. Все они, по мнению экспертов FH, влияют на уровень свободы. Согласно результатам исследования, только 22% стран можно назвать «свободными», 28% — частично свободными и 36% стран — несвободными:

Тотальное регулирование интернета неизбежно

Причем, если сравнить динамику, то по сравнению с 2016 годом большинство стран ухудшили свои показатели свободы интернета, что позволяет говорить об общемировой тенденции.

Нападения на свободу

Написать о мерах, предпринимаемых властями всех стран, довольно сложно, поэтому мы остановимся на наиболее известных и резонансных.

В 2017 году Федеральная комиссия по коммуникациям США (FCC), несмотря на акции протеста, отменила принцип «сетевого нейтралитета», который обязывал интернет-провайдеров одинаково относиться к любому трафику. Он предполагал, что провайдеры не могут по-разному относиться к различным источникам трафика.

Апелляционный суд США отклонил жалобу крупных американских IT-компаний. Компания CloudFlare и CREDO Mobile жаловались на то, что с 2011 по 2013 гг. американские спецслужбы осуществляли электронную слежку за клиентами компании, предварительно заставив компании хранить молчание, направляя им так называемые «письма национальной безопасности» (National Security Letters, NSL). То есть фактически сохранено право на слежку.

Facebook предпринимает попытки по информационному регулированию пространства, чтобы ограничить те или иные информационные потоки, которые, по мнению администрации ресурса, имеют негативное воздействие на граждан. Определяет это не государство, а частная компания.

В Европе начал действовать GDPR (General Data Protection Regulation) — документ, регулирующий правила работы с персональными данными пользователей. Одни называют его прогрессивным шагом, которые обеспечивает безопасность граждан, другие воспринимают его как ограничение на свободную работу с данными.

Украинские власти предпринимали попытки по блокировке российских ресурсов: «ВКонтакте» и информационные ресурсы российских СМИ.

Российские власти также за прошедший год отметились блокировками крупных ресурсов: LinkedIn, RuTracker и других.

И подобные регуляторные решение принимаются практически во всех странах, отличается только степень повышения контроля.

Верхушка айсберга

После 2013 года, когда Эдвард Сноуден рассказал о том, что спецслужбы США, Австралии, Франции, Великобритании и других стран следят за людьми по всему миру, говорить о свободном интернете становится все сложнее. Ведь помимо мер, предпринимаемых в публичном поле, существует зона, скрытая от глаз общественности. Естественно, что после скандала 2013 года никто не свернул FISA и другие программы. Государству необходимо присутствовать в сети, так как интернет становится все более важной общественно-политической средой.

Даже если учесть критику объективности рейтинга FH, стоит признать, что тренд на то, что государства в сети становится все больше, является общемировым, различаются лишь инструменты. В авторитарных моделях как в Китае, России и других странах предпринимаются жесткие ограничительные меры. В демократических странах предпринимаются более мягкие меры контроля, которые не вызывают столь негативную реакцию в обществе, но от этого они не перестают быть мерами госрегулирования сети интернет.

По мнению исследователя Джона Палфри, интернет перестал быть свободным в 2000 году, когда он стал по-настоящему массовым продуктом. Всего можно выделить четыре фазы трансформации сети:

Первая фаза (1960-е-2000) — «свободный интернет». В этот период интернет не подвергался жесткому нормативному регулированию со стороны властей. Вплоть до конца 1990-х годов большинство государств либо игнорировать действия в интернете, либо регулировать их очень мягко.

Вторая фаза (2000-2005) — «отказано в доступе». Власти стран пришли к мысли о том, что интернет необходимо как-то регулировать, так как пользователей становилось все больше, и активность в сети становилась регулярной.

Третья фаза (2005-2010) — «контролируемый доступ». Власти перешли к регулированию контента, ограничивая часть информации.

Четвертая фаза (2010-наши дни) — «конкурс за доступ». Онлайн-активность все чаще становятся частью повседневной жизни, а не отдельной сферой. Военные чиновники все больше и больше думают об онлайновой среде как стратегической сфере потенциального конфликта, поэтому неимение контроля над сетевым пространством превращается в слабое место обороноспособности страны.

Интернет давно перестал быть саморегулируемой средой без государства. И государства, любых государств, в интернете будет становиться все больше.

Михаил Карягин, политолог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *