Члены польской организации «Молодые кресы» при въезде из Польши в Белоруссию раздают гражданам этой страны листовки с призывом записываться поляками при переписи населения, которая началась 4 октября и продлится до 30 октября. Призыв рассчитан в первую очередь на белорусских граждан польской национальности.
«Мы раздаём эти листовки людям, въезжающим на белорусскую территорию, чтобы, когда придут к ним переписчики, они помнили, какую национальность указать. Если они чувствуют себя в какой-то мере поляками, пусть запишутся поляками», — сказала в эфире польского телеканала TVP одна из участниц акции.
Руководитель организации «Молодые кресы» Мирослав Капцевич заявил: «Мы хотим, что польскость в Белоруссии сохранилась, хотим говорить на родном языке, знать свою культуру и традиции. Если нас будет становиться меньше, не будет ни языка, ни культуры».
Язык и культура – это идеологический камуфляж, под которым Польша старается ополячить западные регионы Белоруссии. Требуя сохранения преподавания на польском языке в школах и дошкольных учреждениях и больших полномочий для оппозиционных польских организаций, Варшава хочет добиться расширенного представительства белорусских поляков в органах местного самоуправления.
Прежде всего, в приграничных с Польшей областях.
По данным последней переписи населения (2009), каждый 32-й житель Белоруссии – поляк. В Вороновском, Лидском и Щучинском районах Гродненской области доля поляков составляет 75-81%. В самом Гродно их 20%. До границы с Польшей отсюда менее двух десятков километров, и Варшава по умолчанию считает эти земли своими.
Мечты о Речи Посполитой не выветрились из мозгов польской политической элиты, они лишь приобрели соотвествующий текущему времени вид. Подразумевается не прямое присоединение Западной Белоруссии к Польше (хотя такой вариант полностью тоже не исключается), а создание трансграничного польско-католического ареала с условными границами от Германии до белорусского Гродно.
КГБ Белоруссии стоит на страже национальной безопасности республики, и потому таким, как Капцевич, который из гродненских поляков, пришлось эмигрировать в Польшу.
Польский вопрос в Белоруссии можно решить быстро и безболезненно, но позиция Варшавы не даёт это сделать. Ведь польская сторона требует от Минска колоссальных уступок – лишить русский язык государственного статуса, признать Польский поход РККА 1939 г. преступной акцией, признать Красную армию времён Великой Отечественной войны оккупантом, а не освободителем, признать период нахождения Белоруссии в составе Польши «золотым веком» для белорусского народа, прославлять участников польских восстаний, дать перевес католичеству над православием и т.д. Требования более чем беспардонные.
Понятие «кресы» в польском языке означает не просто бывшие восточные окраины Речи Посполитой, а вообще любые земли, куда смогли дотянуться польская культура, язык и политическое присутствие поляков. Некоторые авторы всерьёз относят к кресам российские Брянск и Смоленск, потому что в годы Смутного времени туда дошла польская королевская рать.
С такими аппетитами Польше сложно жить в мире со своими соседями.
Наш корр