Политика по принципу «чего изволите» – почему сегодня нет другой?

Политика по принципу «чего изволите» – почему сегодня нет другой?

Политика по принципу «чего изволите» – почему сегодня нет другой?

Проблема современной политики в том, что она исключительно ориентирована на уже имеющуюся элиту. На «местную» или на «заграничную» – последний вариант используют пресловутые «оранжевые революционеры» и прочие «грантоеды» самых разных оттенков. То есть любое «политическое строительство» в настоящее время осуществляется «сверху вниз»: поиск «спонсора» – сколачивание на полученные средства организации – выполнение «политических акций» вплоть до участия в выборах.

Именно подобная схема способствует уже не раз отмеченному тотальному господству на современной «политической арене» т.н. «вождистского» типа организации. «Вождь» в данном случае оказывается в роли «распределителя» спонсорских средств для рядовых членов организации и «генерального директора» для спонсора. (То есть, последний должен понимать, кому дает деньги и с кого может спросить отчет об их освоении).

Самым характерным примером подобной модели выступает ЛДПР – исключительно «частная лавочка Жириновского». Однако реально и все остальные организации – от КПРФ до какой-нибудь «Сути времени» – имеют ту же структуру. Единственную альтернативу указанному представляет только «Единая Россия» – которую однако и партией-то, в привычном понимании, назвать трудно.

Впрочем даже «ЕР» обладает тяготением к фигуре Путина – который просто устал от нее отбрыкиваться (поскольку имидж у данной структуры соответствующий.)

Указанное состояние политических сил определяет их поведение в политическом пространстве, сводящееся почти всегда к выполнению заказов спонсоров – при этом рядовые члены всегда и везде мыслятся исключительно как исполнители данной работы. Любое иное восприятие – например «обратные» требования членов партии к руководству – вызывают только продолжительный и раскатистый смех. «Ты что, думаешь, мы существуем на твои членские взносы?!»

Поэтому неудивительно, что в нынешних политических организациях может существовать только несколько видов участников. Помимо собственно «вождя» это:

— функционеры, заведующие распределением полученных денег (с соответственной возможностью использовать их и для себя);

— разного рода фанатично настроенные личности, часто молодые или, наоборот, пожилые – которые относятся к данной силе, как к некоторой секте, а к вождю – как к гуру;

— ну, и наконец нанятые-проплаченные «специалисты» – от рядовых «митинговых бойцов» до политтехнологов, рассматривающие данную организацию как обычное» место работы (за соответствующие деньги).

 

Никаких иных вариантов нет: или ты попадаешь под влияние «великого вождя» и смотришь на него как на полубога – или делаешь свой гешефт, и все политические лозунги имеют для тебя не большее значение, чем коммерческие бренды и товарные знаки. То есть или фанатики – или «коммерсанты».

Результат, как это можно видеть, соответствующий: в том смысле, что определенный «шум» в пользу того или иного «заказчика» партии и движения создавать могут. И даже собирать «на камеры» «толпы сторонников» вполне способны – это относится и к провластным, и к оппозиционным структурам. А вот стать реальной политической силой, способной не только не зависеть от «власть имущих», но и определять само их поведение – разумеется, нет.

Но самое смешное в данном случае – то, что для современного человека, связанного с политикой, представить иной вариант поведения просто невозможным. В том смысле, что все типы политической деятельности за рамками «клиент-патронских» отношений воспринимаются сегодня как нечто нереальное. Разве может существовать политика, не сводящаяся к ублажению заказчика? А кто на нее денег даст? Народ?!

Современный политик с политтехнологом и примкнувшим к ним социологом в этом месте снова готовы залиться смехом – потому что знают: у народа никогда не будет таких денег, чтобы проспонсировать хотя бы «городских активистов». Поэтому все рассуждения о том, что какие-то политические события в какой-то момент времени определялись именно движением масс, разумеется, отбрасываются.

Отсюда появляются разнообразные идеи заговоров – квинтэссенция текущего представления о политике. Тайные силы, разного рода борьба элитариев друг с другом – с использование «черни» в качестве инструмента – все это оказывается крайне близко для циничных политиков. Впрочем не только для них. Дело в том, что из того же «источника», что и политологи с социологами, «окармливаются» и современные историки вкупе с литераторами. В том смысле, что значительная часть их также состоит в «клиент-патронских» отношениях с различными фондами и прочими дающими гранты организациями. Так как добыть деньги на издания собственных книг «неразвлекательного жанра» сегодня нереально.

Именно поэтому у современного человека формируется устойчивый образ мира, в котором некие всемогущие «тайные» и не совсем тайные властители формирую мирровую историю. Сюда входит практически все: и деятельность просветителей, и восстания «третьего сословия» против монархий, и, разумеется, революционеры всех генераций. Для России любые бунтовщики – от декабристов до большевиков – оказываются марионетками в руках «закулисных дельцов».

Особенно любят тут масонов – то ли оттого что последние достаточно известны по литературе, то ли оттого что пресловутые «фармазоны», т.е. франкмасоны, выступали ругательством еще в позапрошлом веке.

 

В рамках подобной системы представлений совершенно забывается, что еще недавно – по историческим меркам, разумеется – подобное представление показалось бы бредом. Что еще лет сорок назад никому в голову не приходило искать происки масонов даже в деятельности декабристов – среди которых действительно были члены масонских лож! Причем последнее никем не скрывалось, и, кажется, проходилось в школе!

Другое дело, что указанные ложи тогда показывались тем, чем они по сути и были – некими «клубами по интересам», где молодые и не очень молодые, но обеспеченные люди могли развлекать себя интересными беседами в промежутке между красочными ритуалами. Для человека 19 века, живущего в малоинформационной среде – явление жизненно необходимое. И да, определенные заговоры там действительно могли твориться – то же выступление 25 декабря было типичным заговором. Вот только в «обычной» придворной жизни подобных возможностей было на порядок больше. (Если убийство Павла Первого еще можно связать с пресловутыми «ложами», то перевороты Екатерины, Елизаветы, а так же менее известное свержение Бирона и т.д. не имеют к ним ни малейшего отношения.)

Ну, а что касается более «поздних» явлений, то в них влияние масонства становится исчезающе малым. (Поскольку данное увлечение касалось, в основном, дворянства и для «революционеров-разночинцев» вход в «масонский клуб» был закрыт.)

Что же до «иностранных разведок» – которые современные конспирологи любят так же нежно, как и указанные ложи – то стоит понимать, что свою современную форму они приобрели только в прошлом веке. В XIX столетии эти самые «разведки» имели вид гораздо более скромный и полукустарный – ибо обеспечить наличие разветвленной агентуры, включая «агентов влияния» и прочие привычные для нас структуры, им было тяжело. И единственное, что позволяло шпионам выполнять свою миссию – это такое же жалкое состояние контрразведки. А о том, чтобы подкупить какого-нибудь князя или иного деятеля «министерского уровня» в то время даже смешно было говорить: у крупных чиновников личные доходы были больше, чем весь бюджет «рыцарей плаща и кинжала».

 

Однако другое явление, определяющее судьбу мира, было гораздо серьезнее. Причем его влияние тогда было не просто высоким, но намного превышало значение «спецслужб», «тайных обществ» и «политтехнологов». Речь идет о возможности кооперации людей между собой. Современные политики даже вообразить не могут, что «обычные люди» могут своими силами поддерживать серьезные политические движения. Как уже говорилось – откуда у народа такие деньги? И сегодня даже не придет в голову, что привлечение огромного количества масс может оказаться сравнимым с влиянием финансовых тузов – или даже превысить его.

Вопрос только в количестве увлеченного идеями народа и в готовности его жертвовать своими средствами и временем политике. А, скажем, в России начала XX века, в эпоху двух революций 1905 и 1917 гг., в Гражданскую войну многие жертвовали даже жизнями.

Вот тут-то мы и подходим к самой важной проблеме современной политики – которую можно назвать «пассивностью масс». То есть к потрясающей способности последних не участвовать в «большой политике» даже тогда, когда решаются вплотную касающиеся их проблемы. (В полной противоположности «восстаниям масс» конца XIX начала XX века.)

Но это тема уже другого разговора…

 

anlazz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *