Федеральное казенное учреждение Упрдор Тамань опубликовало статистику первых месяцев эксплуатации Крымского моста.
За весь 2017 год на паромах было перевезено около 1,3 млн легковых автомобилей и автобусов, а с момента открытия движения по новой трассе через Керченский пролив воспользовались 2,3 млн.
На первый взгляд, цифры впечатляют. Но, как мне кажется, они пока скромные — со временем здесь будет проезжать втрое-вчетверо больше легковушек и автобусов. Трафик по Крымскому мосту неизбежно возрастет
Но еще пару-тройку лет ему придется работать вполсилы.
Машин прибавится, когда откроется движение для грузовиков, у которых пока мало что изменилось, — они по-прежнему толкаются в очередях на паром в порту «Кавказ». Правда, очереди стали короче, но до конца года в Крым и обратно они смогут попасть только морем. Однако главная проблема все же в отсутствии хороших дорог на материке и полуострове.
Про трассу «Таврида», которая соединит мост с Симферополем, Севастополем и Евпаторией, известно довольно хорошо. Те, кто побывал в этом году в Крыму, свидетельствуют, что пробки внушительные, но народ не ропщет — невооруженным глазом видно, что дело движется, причем, очень интенсивно.
Так, кстати, происходит сейчас по всей России — автомобилисты смиренно стоят в очередях и подчиняются временным знакам и разметке желтого цвета, которые появляются в процессе строительства новых трасс или реконструкции старых.
Я же хотел бы вкратце рассказать о дороге к Крымскому мосту в Краснодарском крае, по которой мне пришлось проехать минувшим летом. Сегодня Яндекс строит такой маршрут между Ростовом-на-Дону и Симферополем.
Насколько я помню, М-4 до Краснодара неплохая. После него дорога тоже вполне терпима. Но в самой кубанской столице можно потерять и два, и три, и даже четыре часа — как повезет. Все же это крупный город, и движение в нем в часы пик не менее интенсивное, чем в Москве.
Но грядут изменения.
В декабре прошлого года принято решение о строительстве Дальнего западного обхода Краснодара, утвержден вариант, при котором новый транспортный коридор обогнет существующую городскую агломерацию и зоны перспективной застройки. Это будет дорога первой технической категории с четырьмя полосами движения, расчетная скорость составит 120 км/час. На новой магистрали протяженностью 52,6 км возведут три транспортные развязки, четыре моста, десять путепроводов. Инвестиции в строительство составят порядка 29,7 млрд руб. в текущих ценах, дорога будет платной. Объездную дорогу обещают сдать до конца 2020 года.
Когда заходит речь о Крымском мосте, мы постоянно забываем о том, что движение на нем двустороннее — не только мы, так сказать, россияне-старожилы, теперь легко попадаем на полуостров, но и, наоборот, крымчане поехали в Краснодарский край. Такого не было никогда за всю историю.
Один мой мудрый товарищ, отдыхавший в этом году в Крыму, поделился любопытным наблюдением: новые россияне вдруг увидели, как организованы курорты в Джубге, Туапсе, а некоторые добрались и до Сочи. И поняли, что конкурировать даже с не самыми фешенебельными курортами Краснодарского края им очень нелегко. Даже несмотря на то, что природа Крыма, безусловно, куда привлекательнее.
Моему товарищу рассказали о неизгладимом впечатлении, которое произвела на жителей Ялты и Евпатории скромная по нашим меркам Анапа. Вполне допускаю, что крымчане стали весьма ревниво посматривать в сторону конкурентов и осознали, что выиграть жесткую борьбу за туристов у коренных россиян им сложно. Возможно, они решили, что проще работать по старинке, продолжая предоставлять свои услуги небогатым и не шибко требовательным украинцам.
Но, надеюсь, здесь всерьез задумались о том, что новая инфраструктура и доступность дают шанс превратить основательно запущенный при Украине Крым в полноценный курорт, соответствующий если не мировым, то хотя бы российским стандартам.
Или я слишком оптимистичен?
Павел Шипилин