Как сообщают Известия, на месте 800-й авиабазы министерства обороны России появится вновь сформированная Авиационная дивизия особого назначения (АДОН). Потерпевший крушение под Сочи ТУ -154 входил в парк этой базы. Реорганизация пройдет в 2017 году. Располагаться АДОН будет на территории подмосковного военного аэродрома Чкаловский. Дивизия, расформированная в 2010 году, занималась перевозкой, а иногда и эвакуацией военных и гражданских сотрудников из точек боевых действий. По словам специалистов, обновленная авиационная часть поможет обеспечить логистику в различных военных операциях, например, в Сирии. В авиапарк АДОН будут входить Ту-134 и Ту-154, реактивные межконтинентальные Ил-62 и одни из первых советских турбовинтовых лайнеров Ил-18. Для службы в дивизии, самолеты доработали. На них установили засекречивающие системы связи и обновленное радионавигационное оборудование, позволяющее летать по международным пассажирским воздушным путям. АДОН образовалась от созданного в 1927 году авиационного звена особого назначения. Со временем эту воинскую часть переформировали в авиаотряд, эскадрилью, а позже в полк особого назначения. В 1942 году авиационный полк перешел в дивизию особого назначения.
Во время войны работники авиачасти занимались перевозкой людей и груза, а также испытывали новейшие образцы авиатехники и проводили полеты на сверхдальние расстояния. Иосиф Сталин был доставлен на конференцию в Тегеран самолетом дивизии. Это был его первый и единственный полет. По окончанию войны летчики дивизии перевозили личный состав и грузы по всей планете, в том числе в Афганистан, Анголу и Вьетнам. Самолеты и вертолеты дивизии были задействованы в перевозке военно-политического руководства СССР и России, а также обеспечивали их визиты за рубеж. В 2010 году АДОН расформировали и на ее месте создали 800 авиабазу 2-го разряда. В ее состав передали все самолеты и вертолеты особого назначения.
— Дивизию понизили в статусе до обычного авиационного полка, — рассказал военный историк Дмитрий Болтенков. — Был сокращен личный состав, а многие самолеты выведены из эксплуатации и находились на консервации в Чкаловском. Оставшиеся машины преимущественно использовались для перевозки пассажиров и грузов по территории России. Активно за рубеж летали только специально дооборудованные под перевозку министра обороны авиалайнеры.
Независимый военный эксперт Антон Лавров рассказал Известиям, что гражданские лайнеры больше пригодны для доставки солдат с личными вещами и оружием. Их отличает от военно-транспортных самолетов большая вместительность для пассажиров и удобство для перелетов на дальние расстояния. Такие лайнеры имеют большую скорость и в обслуживание затрачивается мало ресурсов. На сегодня РФ развивает партнерство в военной сфере с другими странами. Идет обмен специалистами, проводятся совместные военные учения. В связи с этим министерству обороны России необходимо увеличить количество гражданских лайнеров, что должна обеспечить вновь сформированная АДОН.