Что несёт для Украины культ польских харцеров

Что несёт для Украины культ польских харцеров

Помнится, западная пропаганда не жалела насмешливых слов в адрес советской пионерии, убеждая наших граждан, что это по-бюрократически серо и неинтересно. Сами же западные страны свою «пионерию» (скаутов, пластунов, харцеров и т. п.) сохранили и активно работают с ней по сей день.

Под занавес 2020 года при католическом костёле св. Петра и Павла в Ровно в присутствии польских ксендзов и атташе по культуре Генерального консульства Польши в Луцке Петра Урбановича состоялась выставка «Харцеры в войне с большевиками». Как видно из фото-отчёта издания Slowo Polskie («Польское слово»), мероприятие посетили члены региональных польских харцерских организаций.

Что несёт для Украины культ польских харцеров

«Польское слово» о выставке в Ровно

Основной воспитательный посыл выставки: советско-польская война 1920 года была совместной войной поляков и украинцев за свободу и независимость. В ней приняли участие сотни юных харцеров. Они служили лазутчиками, санитарами и непосредственно участвовали в боях. Пилсудский и Петлюра заключили военный союз и смогли одолеть большевиков, свобода восторжествовала – таковы «сигналы» этого мероприятия.

В последнее время Варшава принялась активно пропагандировать тему петлюровского союза с Пилсудским. Результатом этого союза стал захват поляками Западной Украины, которую польское национальное сознание до сих пор считает своей землёй.

Сегодня Варшаве важно привязать к себе Украину, дабы не позволить ей, как «польской земле», участвовать в интеграционных процессах на евразийском пространстве. Для этого хороши любые идеологические средства, в том числе откровенное враньё про то, как много хорошего принёс украинцам союз Петлюры с Пилсудским.

Выставка в ровенском костёле св. Петра и Павла была посвящена тому же. Но, как это часто бывает, любое историческое событие польско-украинской истории принимает в устах польских пропагандистов совершенно искажённый вид.

Материалы выставки «Харцеры в войне с большевиками»

Материалы выставки «Харцеры в войне с большевиками»

Самой большой тайной, о которой на выставке не рассказали, было то, что польские харцеры принимали куда более активное участие в польско-украинской войне 1918 года, чем в польско-советской. Именно в 1918-1919 гг. в польской патриотике сложился культ «львовских орлят» (Orlęta Lwowskie) – юных поляков-львовян, павших от рук вояк Украинской Галицкой армии.

Польские историки утверждают, что в боях за Львов участвовали около 1,4 тысячи школьников и гимназистов, среди них много харцеров. Погибли 190, самому младшему Антонию Петрикевичу было 13 лет. Их похоронили на кладбище «орлят» в Львове, которое там есть до сих пор. Позже в Польше учредили специальный почётный знак «Орлята» (Orlęta) за оборону Львова 1918 года. Почётного знака «Орлята» за войну с Советами нет, потому что тогда никто не думал, что культ «орлят» будет приплетён и к советско-польской войне 1920 года.

Мемориал «орлят» во Львове

Мемориал «орлят» во Львове

Культ юных бойцов-харцеров сформировался в период польско-украинской, а не польско-советской войны и предназначался для патриотического оформления противостояния поляков украинцам. «Советский» вариант этого культа был придуман позже и по идеологическому весу был меньше «украинского» варианта.

Чтобы «утяжелить» «советский» вариант, польская историография придумала сказку про то, как в бою у Задворья подо Львовом 17 августа 1920 года 330 польских «орлят» ценой жизни задержали прославленную конную армию Будённого. Но почему-то самым маленьким павшим «орлёнком» оказался 19-летний Константы Заругевич. Это уже полноценный совершеннолетний призывник, но никак не школьник. На такие мелочи польские агитаторы не обращают внимания.

Будённый в мемуарах вспоминал: «После выяснилось, что это [был] отряд добровольческой группы Абрахама, сформированный из торговцев, чиновников, помещиков и отставных офицеров». Про горы детских трупов ничего не сказано, потому что никаких малышей в группе Абрахама не было.

Поляков под Задворьем разгромили очень быстро, но современные польские историки живописуют, как польские детишки под мудрым командованием польских офицеров остановили под Задворьем армию самого Будённого.

У львовских «орлят» есть идеологические близнецы – перемышльские «орлята». Перемышль – ближайший к Львову польский город, где тоже шли бои во время польско-украинской и польско-советской войн, в которых вроде бы участвовали юные харцеры.

В центре Перемышля стоит памятник местным «орлятам». Он появился здесь в 1994 году и является почти точной копией прежнего памятника, который открыли в 1938-м. Украинские националисты несколько раз пытались его уничтожить, но окончательно смогли это сделать только с приходом гитлеровцев.

Это ли не доказательство, что для украинских националистов культ харцеров и «орлят» – антиукраинский культ, а не антисоветский? Стали бы украинские националисты разрушать антисоветские памятники? Кстати, и кладбище «орлят» во Львове, которое было с большим трудом из-за противодействия националистов открыто в 2005 году, постоянно подвергалось нападениям вандалов.

Руководствуясь принципом «прошлое – фундамент для будущего», Варшава в угоду текущей политической конъюнктуре трансформирует культ харцеров и «орлят» в исключительно антисоветский, притворяясь, будто иного вида этот культ не имел.

Польша импортирует идеологию харцерства на Украину, распространяя ложь, будто польские харцеры воевали с большевиками за независимость Украины. Если так, пусть пан атташе Урбанович объяснит, почему попавшие в руки поляков западно-украинские земли так и не получили независимость? Почему эти земли вернула в состав Украины Красная армия в 1939 году, а не Войско Польское в 1920-м?

5 января 2021 года в Ровно прошла встреча представителей местной администрации и членов харцерских и пластунских организаций с генеральным консулом Польши в Луцке Славомиром Мисяком. Обсуждали планы на текущий год, смотрели фильм «Харцеры в войне с большевиками», а затем посетили одну из местных школ, где одурманивали школьников россказнями про благородную миссию польского и украинского харцерства.

На Украине харцерским дружинам присваивают имена бандеровских недобитков. На встрече с польским атташе присутствовала дружина им. Уласа Самчука. Самчук (1905–1987) был членом ОУН, во время гитлеровской оккупации выполнял функции пропагандиста. Издавал прогитлеровские газеты, работал репортёром в Немецкой службе новостей (Deutscher Nachrichtendienst). Сбежал с Украины вместе с немцами, спрятался в Канаде. На его примере теперь воспитывают детей на Западной Украине.

Походы по детским учебным заведениям – обязательная часть пропагандистской кампании харцерства. На апрель 2021 года польская дипломатия запланировала выставку об украинских детях, сражавшихся против Красной армии в рядах армии УНР. Историкам ничего не известно о массовом участии маленьких украинцев в той войне, но польская пропаганда готова всё обстряпать так, чтобы нынешнее поколение украинских граждан поверила, будто школьники целыми классами сражались против Москвы.

На деформацию украинской истории Польша выделяет большие деньги. Покорёженная до неузнаваемости история польско-украинских отношений, где бесстрашная польская детвора гибнет за независимую Польшу и самостийную Украину, должна воспитывать в юных душах ненависть к России с младых ногтей.

Многие на Украине не подозревают, что это уже будет история другого народа и другой страны, но не украинцев и не Украины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *