Правительство Москвы объявило тендер на систему мониторинга семей с детьми за 85,6 миллионов
Худшие опасения родительской общественности относительно закручивания гаек в области семейной политики и контроля за частной жизнью каждой отдельно взятой семьи начинают сбываться. Свидетельство тому – тендер от Департамента г. Москвы по конкурентной политике, появившийся на сайте госзакупок 3 февраля 2020 г., согласно которому в столице создается автоматизированная система мониторинга семей с детьми (далее СМС). Конкретные авторы-составители техзадания неизвестны, но предметное знакомство с текстом повергнет в шок всех, кто хотя бы заочно знаком с этапами внедрения в России ювенальной юстиции. Причем сбор данных членов семьи и контроль «критериев семейного благополучия» будет происходить в автоматическом режиме – бездушная железка будет неумолимо подсказывать органам опеки и КДН, какую семью необходимо атаковать. Вот такие «комфорт и безопасность» пришли к нам с эпохой цифровой экономики.
Предлагаемые в техзадании для создателей СМС «критерии семейного благополучия», достаточные для постановки семьи на карандаш, инспекции ее квартиры и навязывания социального патроната, а в случае сопротивления – изъятия детей, равно как и перечень персональных данных в карточке семьи, ее членов и ребенка, создают новую юридическую реальность, выходящую за рамки Конституции, Семейного кодекса, ФЗ «О персональных данных» и т.
д. Но давайте по порядку – вот как в документации описано назначение системы, стартовую стоимость разработки которой Правительство Москвы оценивает в 85,6 млн. рублей:
«Автоматизированная система мониторинга семей с детьми (СМС) предназначена для организации обеспечения своевременного выявления и учета несовершеннолетних и семей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию или оказавшихся в социально-опасном положении.
СМС относится к учетным автоматизированным информационным системам. В СМС хранятся и обрабатываются персональные данные».
Первой целью создания системы заявлено «сокращение временных затрат на выявление семей с несовершеннолетними детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, в том числе семей, в которых дети находятся под опекой, и нуждающихся в социальной помощи». То есть выявлять благополучных намеренны быстрее, эффективнее и уже на ранних стадиях. Еще и в автоматизированном порядке – то есть компьютер не будет интересоваться индивидуальными особенностями той или иной семьи (а каждый семейный случай, как известно, индивидуален) на этапе «ранней профилактики». Работников социальной службы при этом также загоняют в жесткие рамки – им надо четко заполнять таблицы по заранее расписанным критериям неблагополучия, чтобы затем машина ставила на учет попадающие под них семьи. Алгоритмы работы системы описываются следующим образом:
«Первоначально происходит сбор информации о фактах семейного неблагополучия (см. список критериев в Приложении А) в соответствии с утвержденными критериями. На основании собранной информации проводится обследование найденных семей с целью получения оценки условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, а также степени угрозы его жизни и здоровью. В случае установления факта семейного неблагополучия осуществляется постановка ребенка и семьи на учет с целью последующего планирования и выполнения индивидуальной профилактической работы с семьей, в том числе в форме социального патроната, и сопряженной с оказанием семье и ребенку социальной помощи в виде социального обслуживания.
В случае, если в рамках контроля положения семьи установлено, что дети продолжают находиться в ухудшающейся обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию, инициируется процесс лишения или ограничения прав для родителей, отстранение или ограничение прав для опекунов».
Автоматизированный анализ добытых подозрительных персональных данных на семью, затем – «диагностический» визит опеки, снова оценка по множеству заданных параметров. Затем начинается «индивидуальная профилактическая работа», навязывание соцпатроната и соцобслуживания. В случае отказа – заявление в суд на ограничение или лишение родительских прав и изъятие ребенка. С весьма интересной формулировкой – «ухудшающаяся обстановка, представляющая угрозу жизни или здоровью» ребенка либо «препятствующая нормальному воспитанию и развитию». Судить о том, что же это за «ухудшающаяся обстановка» такая, будут не исходя из положений Семейного кодекса, а по приведенным ниже критериям. Приводим только самые слабые уровни угрозы по версии разработчиков техзадания – желтый и зеленый, попадания хотя бы в один такой пункт достаточно для персональной инспекции опеки и признания семьи неблагополучной.
Очень трудно спокойно комментировать весь абсурд и самоуправство, отраженные в этих критериях. По сути, они превращаются в отдельные правовые нормы (по факту не являясь таковыми!), которыми будут руководствоваться органы опеки, якобы защищая «законные интересы детей». Захламленная квартира, наличие в ней насекомых, а также мусора – и семья автоматически становится на учет. Случайный ожог, отравление или травма, от чего в детстве никто не застрахован – и родитель признается создателем «ухудшающейся обстановки, угрожающей здоровью и жизни ребенка». Если ребенок, не дай Бог, подсел на асоциальную суицидальную тематику в любимом планшете/смартфоне, который заботливый родитель купил, удовлетворяя его материальные запросы – снова виноваты родители. Наказывать за постоянное зависание в соцсетях нельзя – это же у нас семейное насилие – ну, а если ребенка из-за этого довели до суицида, отвечать придется маме и папе. То же самое касается наличия любых синяков и царапин на теле у ребенка, которые родители «не могут адекватно объяснить». То же касается и семейных скандалов – даже разовая ссора на повышенных тонах может привлечь опеку усилиями «доброжелателей» семьи – и это все называется «высоким уровнем» угрозы!
А как вам критерии из «текущего» уровня угрозы? Несвежая одежда или отсутствие одежды по сезону – а если она просто испачкалась на улице, если она демисезонная? «Не прохождение подопечным (несовершеннолетним находящимся под опекой) в возрасте от года до 18 лет ежегодной обязательной диспансеризации и (или) отказ от вакцинации (при отсутствии противопоказаний)», – это с какого же момента, простите, диспансеризации и вакцинация для населения стали в России обязательными? С какого момента государственная услуга по здравоохранению стала принудиловкой, за которую могут изъять детей (пусть даже пока это касается опекунов, а не родных родителей)? Авторы этих критериев явно знают то, что неизвестно простым смертным. То же самое касается и прикрепления к медицинской организации. Согласно работающей в РФ схеме, новорожденного автоматически прикрепляют к поликлинике по месту жительства родителей – никаких обязательств по прикреплению и отчетов перед властями за его отсутствие в законодательстве РФ не предусмотрено.
Для разбора оставшейся группы критериев «неблагополучия» просто не хватает цензурной лексики. Уволили одного из родителей, он оказался на бирже труда. С кем не бывает? Если за полгода ему не удалось найти достойную постоянную работу – в дом придет опека, семья автоматически попадет в список «проблемных». Пропуски занятий в школе более 10 дней подряд – мало ли, какая ситуация сложилась в семье, возможно, пришлось срочно уехать на время – это теперь тоже повод сразу подключать опеку? «Неаттестация по одному и более предметам» — ребенок плохо учится, родители стараются изменить ситуацию, ребенок не хочет учиться – влезаем в семью с опекой. Ну а если родители используют такие методы воспитания, как «эмоциональное отвержение» или «игнорирование» — не физическое насилие или угрозы, а просто не разговаривают пару часов с провинившимся ребенком – это теперь у нас тоже повод для опеки влезть в семью.
И последний перл: долги по ЖКУ как повод для изъятия ребенка… Где-то мы такое уже проходили. Ну конечно, в «умном безналичном городе» банкстера Германа Грефа Зеленодольске (Республика Татарстан) местный мэр издал скандальное постановление по изъятию детей у семей, «имеющих задолженности за энергоносители», которое после широкой огласки было аннулировано. Не способен оплатить регулярно растущие коммунальные поборы? Не достоин иметь детей – вот твой «налог на бедность» – прямо заявляют москвичам столичные власти.
Но и это еще не все. Программа СМС предполагает ведение карточки на каждого члена семьи, на ребенка и на семью в целом. Причем на закон «О персональных данных» и конституционную неприкосновенность частной жизни мэрии Москвы, похоже, плевать – они предлагают вносить требующиеся для контроля семей сведения вручную и автоматически – что называется, по мере поступления. А поступать они будут щедро – в рамках межведомственного взаимодействия от работодателей, медучреждений, школ, пенсионного фонда и т.д. Досье на члена семьи будет состоять из его региона, города, округа, района Москвы, ФИО, пола, даты рождения, возраста, телефона, эл. почты, номера СНИЛС, места и адреса работы, должности, телефона работодателя, статуса работника, адреса регистрации и фактического проживания, паспортных данных, дееспособности, инвалидности, степени родства по отношению к ребенку. Отдельной графой будет «список фактов по индикаторам» (тем самым критериям неблагополучия) и «статья 77» для случаев отобрания детей» (как видим, к отобраниям уже специально подготовились).
Еще больше персональных данных проектировщики требуют по ребенку: его регион/город/округ/район, ФИО, пол, д.р., возраст, вид устройства в семью (если есть), семейный статус, телефон, эл. почта, СНИЛС, ОМС, номер школы, адрес и телефон места учебы, форма обучения, адрес и телефон медицинской организации, сведения о месте работы ребенка (если есть), адрес фактического проживания и регистрации, паспортные данные, степень родства по отношению к взрослому члену семьи (полный список членов семьи), сведения об инвалидности, сведения по индикаторам неблагополучия, дополнительные сведения по ребенку (т.е. какие угодно данные о нем!), ссылка на карту семьи в программе СМС.
По семье в целом все то же самое – с полным перечислением всех «индикаторов риска» и мер, которые опека применяла к конкретным родителям – начиная с акта об осмотре жилья до решений о лишении прав/изъятия детей.
Из всего приведенного выше складывается ясная картина полного правового нигилизма и ювенального беспредела столичных властей, который под соусом «цифровой трансформации» и автоматизации систем данных готовят очень неспокойные времена для каждой столичной семьи. В систему мониторинга семей может попасть абсолютно каждый – как видим, критерии специально составлены предельно расплывчато и юридически безграмотно, как будто это делал какой-нибудь либеральный социальный педагог-психолог строго по методичкам Национальной родительской ассоциации или НКО ювенальщицы Елены Альшанской, предложившей накануне защитить «права детей» отдельно от прав родителей и семей в Конституции. Еще больше поражает, что бездушная ювенальная система с дичайшими критериями внедряется просто по желанию мэрии, без малейшей попытки хоть как-то легитимировать алгоритмы, по которым она будет работать. Заметьте – программа учета и контроля учреждается только для семей с детьми, в семьи без детей власти пока не тянут свои лапы в таком беспардонном стиле. Естественно, ювенальщиков очень интересуют наши дети.
Получается мы все, ценой невероятных усилий, добились снятия с повестки дня антисемейного законопроекта «О профилактике сем.быт насилия»—а в это время какой-то департамент отдельно взятой Москвы вводит, плевав на отсутствие законов и наличие Конституции, свои людоедские правила? Как после этого удивляться тому, что люди массово скупают патроны в охотничьих магазинах? Кто-то там наверху и правда думает, что такой власти можно доверять? Чтобы не началась стрельба, родительским организациям и надзирающим органам нужно срочно добиваться отмены не только названного тендера но и всех решений и подзаконных актов, на основании которых он был запущен — а заодно и вычистить из органов власти всех авторов этой безумной цифровой провокации.
РИА Катюша
Подписывайтесь на наш Телеграм
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ
Поддержать наш проект пожертвованием