Парламент Грузии утвердил «пандемийное» правительство

Парламент Грузии утвердил «пандемийное» правительство
Парламент Грузии утвердил «пандемийное» правительство

Ситуация, в которой парламент Грузии 10-го созыва 24 декабря утверждал новое, но по сути и составу старое правительство «Грузинской мечты», чем-то напоминала годы «застойного периода», когда все решения тогдашние органы исполнительной и законодательной власти принимали единогласно, без малейшего сопротивления и под бурные аплодисменты присутствующих.

Новый состав правительства во главе с кандидатом в премьер-министры Георгием Гахария фактически утверждал «однопартийный», состоящий только из депутатов правящей партии «Грузинская мечта» парламент.

Правда, обсуждение нового состава и новой программы правительства проходило по всем правилам и законам законодательной деятельности. Гахария и его команду заслушали на заседаниях отраслевых комитетов, затем на заседании фракции «Грузинская мечта», так как в условиях бойкота оппозиции других фракций в парламенте 10-го созыва пока не создано. А обсуждение на внеочередном пленарном заседании длилось более 6 часов. 

В итоге доверием парламента заручился «старый» состав правительства Грузии, в котором новым лицом стал лишь министр юстиции Гоча Лордкипанидзе. Он занял место перешедшей после выборов в парламент Теи Цулукиани.  Остальные министры сохранили свои посты.

Правда, без оппозиции даже правящей команде в этот день было «скучно», недаром ее представители – и депутаты, и члены правительства в течение всего пленарного заседания и после него неоднократно заявляли, что отсутствие оппозиции в парламенте – проблема, что это создает дискомфорт не столько правящей партии, сколько стране… И выражали надежду, что рано или поздно, но представители 3-4 оппозиционных партий займут места в законодательном органе.

Как известно, все прошедшие в парламент оппозиционные партии объявили выборы 31 октября 2020 года сфальсифицированными и отказались от доставшихся им по результатам ЦИК депутатских мандатов. На волне акций протеста в процесс урегулирования разногласий между правящей партией и оппозицией включились иностранные дипломаты – послы США, Германии, ЕС – и усадили стороны за стол переговоров. Но 4 раунда встреч к сближению позиций не привели. Оппозиция настаивает на проведении досрочных выборов, «Грузинская мечта» первоначально такую возможность категорически отвергала, но позднее предложила создать в парламенте временную комиссию по изучению выборов 2020 года, и в случае обнаружения 1% погрешности в их результатах пообещала досрочные выборы. Одновременно правящая партия разработала законопроект, которым лишит финансирования из госбюджета те прошедшие в парламент по итогам выборов партии, которые не используют хотя бы половину полученных мандатов. Оппозиция осудила эту инициативу, но параллельно в ее рядах проявились и признаки распада. 

По мнению грузинского эксперта Заала Анджапаридзе, утверждение парламентом нового состава правительства и новой правительственной программы прошло «без сучка и задоринки», что и следовало ожидать в отсутствие в законодательном органе оппозиции. Но даже если бы оппозиция присутствовала на заседании, парламент все равно утвердил бы кабинет министров, так как у «Грузинской мечты» имеется достаточное количество мандатов (90 из необходимых 76).

Новую правительственную программу «Для строительства европейского государства» эксперт оценивает как антикризисную и пандемийную». «Это типичная антикризисная программа, продиктованная условиями пандемии, в которую в зависимости от развития событий в дальнейшем, вероятно, будут внесены коррективы. Это типичная пандемийная программа», — заявил Заал Анджапаридзе.

Что касается утверждения фактически старого состава правительства, по мнению эксперта, правящая партия на данном этапе руководствовалась принципом «коней на переправе не меняют», но это не исключает отдельных изменений в кабинете министров в будущем.

Заявления о том, что отсутствие оппозиции в парламенте вызывает дискомфорт, по оценке Заала Анджапаридзе, лишь «льют воду на мельницу оппозиции». А в настроениях внутри правящей команды и в заявлениях иностранных дипломатов аналитик заметил и признаки возможного проведения в Грузии в следующем году досрочных парламентских выборов. Это будет зависеть от окончательных оценок и заключений, которые сделают международные наблюдатели. Отчетов наблюдательных миссий в Грузии ожидают в феврале-марте будущего года.

Наш корр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *