В начале 1992 года южноосетинские жители, устав от продолжающейся уже год гражданской войны, высказались на референдуме за присоединение к России. Б. Ельцин это проигнорировал, однако в мае, воспользовавшись его отсутствием, вице-президент А. Руцкой пообещал Шеварнадзе стереть Тбилиси с лица земли, если тот не прекратит воевать с Южной Осетией. Он внял словам Руцкого; теперь надо было спасать беженцев.
Недавно образованный Государственный Комитет по Чрезвычайным Ситуациям, возглавляемый С. К. Шойгу, бодро взялся за дело. За две недели до подписания Сочинских соглашений Ельцина-Шеварнадзе, призванных урегулировать затянувшийся конфликт, тогдашний Председатель Госсовета Грузии Э. Шеварнадзе и Председатель Верховного Совета Северо-Осетинской ССР встретились для выработки решений по ситуации. И уже 15 июня 1992 года вышло распоряжение правительства РФ о начале гуманитарной операции, а 17-го числа была создана Комиссия по изучению положения в Северной и Южной Осетии.
В восстановлении мирной жизни были задействованы российские силы на уровне министерств: МО, Минфин, Минторг, Минстрой, МПС, Минобр и Минздрав. Миротворческие силы из российских, осетинских и грузинских военнослужащих обеспечивали порядок в регионе.
Шойгу докладывал:
Из документов видно, что силы и средства для поддержания мира в регионе, для помощи людям, бежавшим от войны, расходовались немалые. Это была первая серьёзная проверка для будущего МЧС и всей новой России в целом. И проверку эту мы выдержали с честью. Однако конфликт никуда не делся, что и вылилось в итоге в расстрел Цхинвала и наших миротворцев в августе 2008 года, с молчаливого одобрения (а может и по прямому указанию) Вашингтона.
Здесь миротворческая операция тоже началась, но только после того, как, выражаясь словами Лермонтова, «бежали робкие грузины», бросая технику и документы. Снова мы восстанавливали разрушенные грузинскими «Градами» дома, экономику республики. А потом просто признали её независимость и разместили военную базу, взяв тем самым Южную Осетию под полную защиту.
Сравнивая миротворческую деятельность России в Южной Осетии и сил KFOR в бывшей Югославии можно отметить интересную закономерность. Казалось бы, задачи одни и те же — поддержание порядка, но Россия, в отличие от ООН, занимается восстановлением всего региона целиком, в то время как силы KFOR просто не разрешали «неправильным» югославам разбираться с «правильными». В итоге ЕС заполонён гастарбайтерами из стран бывшей Югославии, тогда как в Южной Осетии, что в период 1992-2008-го, что сейчас, относительно мирная жизнь идёт своим ходом. И местное население реагирует соответствующе, ибо понимают: раз пришёл русский солдат, значит, скоро настанет мир. По крайней мере, мы стараемся.