Любой, кто имел отношение к реальным российским политическим технологиям, знает, как проводятся выборы и достигается результат. Мотивы отвечающих на местах за важные избирательные кампании весьма просты. Один из них — победа в неформальном соревновании между регионами и их начальниками за итоговый показатели. В ход идут все ухищрения с целью добиться если не первого места, то хотя бы не последнего в своей группе. Не обязательно быть первым. Главное — не быть последним.
Эти мотивы используются для своих интриг в федеральном центре. Вот и сейчас, при подготовке к голосованию по поправкам группа т.н. «володинских политтехнологов», очень близких к спикеру, начала вбрасывать в телеграм-каналы и СМИ информацию о высоких планках, которые Администрация Президента якобы ставит перед регионами. Некоторые договорились о цифрах в 90 процентов. «Экспертов» не смущает то, что они сильно расходятся с установками первого замглавы АП Сергея Кириенко, обозначившего на недавней встрече с замами губернаторов по внутренней политике цифры удовлетворительной явки в 50 с небольшим процентов, а голосов за поправки — в районе 60 процентов.
В чем цель подобных телеграм-ориентировок? Наинструктированные таким образом региональные начальники в стрессе при организации голосования и при подсчетах могут «пуститься во все тяжкие». Подрисовывать результаты не рискнут, но нагонять всеми способами явку правильно настроенного электората попытаются. Делегитимизируя тем самым и себя, и голосование, и власть в целом.
Володинские технологи хорошо знают о феномене «выборного стахановства». Сами много лет поощряли эту практику. Так же они знают, что играют против легитимности голосования на одной стороне с несистемщиками, проводящими кампанию «НЕТ!». Но все равно сознательно формируют по своим каналам завышенные ожидания.
Почему спикер разрешает своим клевретам вести эту игру, да еще и в такой суетливой форме?
Вариантов объяснений много. Сразу нужно отмести какой-то стратегический план. Хорошей игры у Володина в данной конфигурации нет и быть не может.
Нынешняя ситуация для спикера критическая, хотя на первый взгляд таковой не является. Дума почти полностью им контролируется. Оппозиционные партии могут сколько угодно говорить о самостоятельности, но пойти против желаний и капризов Володина не могут. Депутаты ходят строем. Хваленая володинская дисциплина превратила парламент в подобие политказармы. Но это скоро закончиться. Через год — выборы. Наступает пора подводить итоги и показывать достижения.
В 2016 году Володин пришел в спикеры с кучей громких инициатив, которые должны были, по его рассказам, поднять авторитет Госдумы. Но четыре года его деятельности в парламенте выглядят печально. Дума остается в числе органов власти, которые россияне одобряют меньше всего. Например, в мае деятельность Думы по данным Левада-центра не одобряли 53 процента опрошенных. Не случайно, по данным ВЦИОМ, поправку к Конституции, согласно которой «Государственная Дума получит право утверждать председателя правительства, его заместителей, министров» по сравнению с другими поправками положительно оценивает меньше всех других. Это отношение к новым полномочиям Думы как нельзя ярче говорит об оценке Думы действующей.
Желание Володина остаться на посту спикера еще на один срок от его действий никак не зависит. Он это понимает. Для реализации такой игры слишком мало ресурсов. Текущий контроль за «Единой Россией» Володин уже утратил. И к составлению списков от партии на выборах 2021 его тоже никто допускать не планирует.
Остаются примитивные мотивы — начиная от никак не утихающего желания испортить важную кампанию преемнику на посту главного политменеджера страны и заканчивая пакостями для других членов путинской команды.
Поэтому и появляются вбросы из экспертного окружения спикера. Очень хочется ему показать, что нынешние кураторы внутренней политики не справились с такой важной задачей как голосование по президентским поправкам. Как это можно доказать? Просто убедить, что, якобы, не выполнили установленные цифры. То, что эти цифры устанавливаются в общественном мнении через володинских людей ко 2 июня уже многие забудут.
Чем же оправдывается такая суетливость и такие мелкие пакости? В ход идут прямо-таки маниловские фантазии — «слить» не зависящих от него единороссов, переформатировать партию власти в широкую коалицию провластных сил, с соответствующим ребрендингом и составом. Насовать под новую обертку тех же самых людей, которые с Володиным идут под руку еще со времен «Отечества», добавить к ним некоторых ярких «оппозиционеров» — вот вам новый проект межпартийной площадки. Своего рода ОНФ-2. Эти «планы» хорошо известны всем, в том числе и тем, против кого они направлены. Слишком много вокруг спикера болтунов. И эта прозрачность делает интриги Володина еще менее реальными.
Сегодня все лояльные президенту структуры и персоны должны играть в одну, согласованную с ним игру. Особенно это касается таких важных целей для власти как одобрение на общероссийском голосовании конституционных поправок. Попытки публичной критики изнутри власти если не расшатывают единство путинской команды, то как минимум делают ее более уязвимой для эффективных ответов на внешние вызовы. Последствия суетливой игры одного из видных исполнителей исключительно в личных интересах в длительной перспективе для системы могут оказаться весьма ощутимыми. И это невозможно игнорировать.
Алексей Чеснаков, эксперт Центра политической конъюнктуры