Телевидение как запальный шнур

Телевидение как запальный шнур

Мы привыкли к тому, что любое телевидение называют «зомбоящиком» и расценивают в качестве инструмента пропаганды.

1563007060_111

То есть, обобщая, расцениваем его в содержательном смысле. Но не так давно, буквально за один день сразу в двух странах телевидение как таковое, «as is», почти вне всякого контекста своего содержания, продемонстрировало свою способность стать площадкой для скандала огромных размеров и запустить целую цепочку непредсказуемых политических последствий.

Случай первый – это, конечно, Грузия. То, что там произошло на канале «Рустави-2» – это, простите, ни в какие телевизионные рамки не укладывается. Ведущий Георгий Габуния почему-то решил продемонстрировать своё умение комбинировать богатый запас нецензурной лексики и, набрав полный рот помоев, выплеснул их куда-то в сторону Владимира Путина. До Путина, разумеется, не долетело, зато теперь Госдума рассматривает вопрос о том, чтобы помимо прекращения авиасообщения с Грузией применить ещё и другие «воспитательные меры» — например, прекратить импорт грузинских вин или ввести запрет на денежные переводы. Надо же как-то культурно поучаствовать в дискуссии, которой так жаждут грузинские русофобы. Материться не станем, мы люди вежливые, но у нас и без брани вариантов ответов более, чем достаточно.

И вот, собственно, возвращаясь к началу текста – телевидение как таковое «подвело под цугундер» всю страну. Не его содержательная сторона, на которую много лет Россия уже не обращает внимания из-за тенденциозности и однообразности тамошней пропаганды, а просто сам факт использования ТВ как рупора для скандала.

Второй случай – на Украине, и он зеркально противоположен «по знаку», но тождественен «по модулю». Телеканал NewsOne решил провести 12 июля телемост с «Россией 24». Каналу тут же начали поступать угрозы физической расправы с журналистами, здание редакции пикетировали обезумевшие радикалы, Генпрокуратура открыла дело о Госизмене и готовится арестовать активы «НьюсВан», в итоге канал почёл за лучшее телемост отменить.

Вот и ещё один пример, как исключительно формально, вне всякого контекста содержания, телевидение становится «яблоком раздора». Ведь, если вдуматься, какой ущерб суверенитету Украины может нанести Андрей Малахов, который предполагался в роли ведущего с российской стороны? Те трэш и угар, которые творятся в Незалежной последние пять лет, далеко превосходят любую передачу с участием Дианы Шурыгиной, так что вряд ли Малахов мог чем-то ужаснуть невинные украинские глаза и уши. Однако ж нет – запущены все механизмы общественной и официозной истерики, чтобы предотвратить сам факт телемоста, вне всякой связи с его возможным содержанием. Собственно, никто особо и не прогнозировал это самое содержание – даже если бы говорили о цветочках и кошечках, это было бы расценено как «российская информационная агрессия».

Если в Грузии некоторая вменяемая часть населения требовала от «Рустави-2» публичных извинений за недостойное поведение сотрудника в прямом эфире, то в Украине, напротив, невменяемая часть уличной публики требовала от канала самозакрыться, самоликвидироваться и так далее. Но и там, и там скандал возник вокруг ТВ по факту НЕ СЛОВА, А ЖЕСТА.

Поступок Габунии – это не смысловой мессидж, а просто неприличный ЖЕСТ. Намерение NewsOne – точно такой же ЖЕСТ, но миролюбивый, и неважно, о чем бы беседовали украинские и российские телезвёзды.

Но вот какой теперь вопрос возникает: а нужно ли настоящее, содержательное ТВ странам, население в которых до сих пор не научилось слушать то, о чём говорят с экрана, а реагирует на телевидение по принципу чёрно-белой реакции, в двоичном коде? Доросли ли грузины и украинцы до телевидения, если уж совсем грубо? Вопрос вроде бы слишком жёсток, но ведь по сути: если в одной стране суть ТВ сводится к рупору для матерщины, то во второй ТВ превратилось в «красную тряпку» для бычья, которому важны жесты, а не слова.

Мы имеем дело с катастрофическим падением уровня сознательности и культуры в целом в «независимых народах». Информационные институты в них деградируют настолько стремительно, что превращаются в свои антиподы. Никакая «информация» населению там уже не нужна – им нужны просто самые примитивные махания руками и кидания какашками, которые можно будет дружно одобрять или осуждать.

В перспективе Грузии можно будет завести отдельный канал исключительно для матерщины в адрес Росси, Абхазии и Осетии. Ничего кроме – только матерщина! И будут смотреть, сто процентов. Рейтинги будут неплохие!

А Украине – той её здоровой части, на которую слишком оптимистически надеялся канал NewsOne – нужно преодолеть в себе ту дикарскую часть, которая так и не поняла, что такое телевидение, в чём его роль и суть. И как-нибудь подоступнее рассказать этим приматам, что пора становиться прямоходящими и слушать слова с экрана, а не дергаться от условных рефлексов при виде Малахова.

Григорий Игнатов

Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *