Дохристианская история Руси часто показана в тёмном цвете, наши предки в ней «дикие» варвары, в звериных шкурах живущие охотой и рыболовством в первобытных лесах и болотах. Единственными светлыми пятнами выглядят варяги-норманы, «принесшие» свет основ цивилизации на Русь (согласно норманнской теории) и княгиня Ольга пытающаяся привить дикарям принципы христианства. В итоге для большинства граждан России дохристианская история Руси – это настоящая терра инкогнита («Неизвестная земля» от лат.).
Фактически в настоящее время России требуется что-то вроде немецкого«Наследия предков» (Аненербе). И не надо вставать в позу и говорить типа тьфу «мерзость», фашизм. Сумрачный тевтонский гений немало новинок ввел в мировой оборот. Понятно, что мистицизму, оккультизму, расизму и нацизму делать в таком учреждении нечего, но вот провести огромную работу в области археологии, истории, истоков Руси необходимо.
Племена или государство
Когда говорят о Древнерусском государстве («протогосударстве») часто можно услышать о племенах – поляне, словене, древляне, кривичи, радимичи и многие другие. При слове «племя» возникает образ каких-нибудь североамериканских ирокезов или папуасов, но никак не развитой общности.
Хотя в реальности, любое славяно-русское «племя» было союзом или суперсоюзом племён, который контролировал огромное пространство (равное или значительно больше европейских королевств). У союза была развитая система управления: выборный князь, воеводы, войско-дружина, совет знати-бояр, народное собрание – вече. Союз племён был в первую очередь явлением не родовым, а политическим, территориальным. У каждого «княжения», или «земли» было не только «княжение своё», но и «законы отцов своих», т. е. законодательная система.
В Западной Европе очень серьёзно относились к титулам. Так в сообщении Бертинских анналов о посольстве «народа Рос» к императору франков Людовику Благочестивому (в 839 году) владыку руссов называют «королём». Через сто с лишним лет княгиню Ольгу (христианское имя Елена) называли «королевой Еленой» («Хроника Продолжателя Регинона»). Восточные источники называют правителей русов «царями» и «каганами» (императорский титул). Русскую землю называют государством, так Араб Ибн Хаукаль сообщает: «Ар-Рус, так же, как аль-Хазар и ас-Серир, — это название государства, а не людей и не города».
А тот факт, что в Византийской империи (Восточно-Римской империи) не признавали достоинства «царей», называя «архонтами» (старейшинами), говорит только о политике «Царьграда». Ромеи считали себя наследниками Римской империи, все окружающие народы были для них «варварами». В Константинополе не признавали царского титула и за болгарским царём (хотя болгары несколько раз угрожали столице империи), эмиром Египта, императором Священной Римской империи германской нации.
Для современников с Запада, или Востока, Русь была могучей державой, не хуже королевств Европы или могучего и богатого Хазарского каганата.
Гардарика (Гардарики)
Древние скандинавы называли Древнерусское государство – «Гардарика», т. е. «государством городов». Не надо удивляться, что этот термин переводится, как «ограда, забор, укрепление», или «двор, огороженное пространство». В то время главное значение города — это укрепление, крепость.
К примеру, крупнейший город Средиземноморья – Константинополь, именовался у скандинавов Микльгард (Miklagarđr). А по мнению немецкого хрониста Титмара Мерзебургского, Киев был соперником столицы Византии – Константинополя. Отмечали большое количество городов Руси и восточные источники, араб ибн Русте писал, что у русов «много городов».
Ясно, что люди Востока, знакомые с Багдадом и Каиром, скандинавы, видевшие города Англии, Франции, Испании и Италии, единодушно утверждают, что у русов дохристианской эпохи были города. Причём, в таком количестве, что это вызывало удивление опытных путешественников.
Такой источник, как «Баварский географ» — это список народов и союзов племён, преимущественно славянского происхождения, которые населяли в IX веке области восточнее Франкского государства, сообщает о десятках и сотнях городов (!) у восточнославянских княжеств. Так у бужан был 231 град (город), уличей -418 и т. д.
А раз были города, значит, были и ремесленные «концы» (кварталы). Русь славилась своими мастерами. Русское оружие уже тогда было весьма продаваемым товаром, русские мечи, по мнению современников, не уступали франкским или арабским клинкам. Ибн Русте упоминает прекрасные кольчуги славян, а в французской поэме «Рено де Монтабан» говориться о «великолепной кольчуге из Руси», которую приобрёл главный герой.
Русская вера
Многие считают наших пращуров дремучими язычниками, хотя если попытаться понять веру предков, становится ясно, что это было солнечное, светлое верование, наполненное вселенской гармонией, добром и справедливостью. Понятия наших пращуров, которые мы впитываем с детства через сказки, древнерусские былины, до сих пор не дают нам полностью деградировать, стать «двуногими овощами».
Глупо думать, что язычество русов – это дикое, отсталое верование. Современная Япония, Индия, да во многом и Китай, сохраняют свои древние верования и не страдают от этого. Они делают жизнь их народов осмысленнее, позволяют сдерживать натиск «общечеловеческих» (западных) ценностей.
Интересно, что во многом вера русов жива и сейчас, она сохранилась не только в сказках и былинах, но и впиталась в христианство. Сделав его православием («славием Прави»). Основные мифообразы сохранены: христианская Троица, образ Богородицы, Георгий побеждающий змия – славянские Триглавы, Матерь Лада – Рожаница, Перун побеждающий змия (Велеса-Волоса) и т. д.
Русским надо знать свои корни, веру своих пращуров, которые верили Единому Богу-Отцу, Родителю всего сущего (Роду), Матери-Земле, Богу-Сыну (Солнцу).
Русская письменность. Грамотность населения
Столетиями русским внушали, что письменность «диким язычникам» дали «добрые греки» — монахи Кирилл (Константин) и Мефодий. Но и теперь мы имеем массу данных, что славяно-русы имели свою письменность задолго до крещения. А письменность является отличительным признаком развитой цивилизации.
Например, найдено два древнерусских меча (дохристианской эпохи), на них славянские надписи – видимо, имена кузнецов, «Людота Коваль» и «Славимир». Это говорит и том, что грамотность была довольно широко распространена на Руси – ею владели ремесленники (в Западной Европе грамотой владело в основном духовенство, даже высшая знать была безграмотной). Сообщают о грамотности русов и восточные источники.
Ещё одно материальное свидетельство о существовании славянской письменности — это надпись на знаменитой «гнездовской корчаге» середины 10 столетия (она найдена в одном из Гнездовских курганов в 1949 году Д. А. Авдусиным). Надпись состоит из одного слова «гороушна» (видимо, горчица), процарапанного на поверхности уже обожженной корчаги. Есть и другие материальные доказательства, так в Новгороде найдена деревянная бирка с надписью, в слоях X века.
В житии Кирилла («основателя» русской письменности) сообщается, что проезжая через Корсунь-Херсонес (древний город около современного Севастополя), он видел Евангелие и Пастырь, написанными русскими письменами.
Надо заметить, что многие русы были грамотными до крещения и после крещения Руси. Археологические находки говорят, что грамотными были не только князья, жрецы, но и простые люди – ремесленники, купцы, служилый люд.
Таким образом, наши пращуры были весьма развитым народом, имели свою державу, цивилизацию, задолго до крещения. «Чёрный» миф о дикости «древних славян» является инструментом информационной войны, созданным для уничтожения памяти о уникальной древнерусской цивилизации, вырабатывания у нас комплекса неполноценности. Мы должны проделать огромную работу по восстановлению образа наших предков, их истории, веры, их духовной и материальной культуры. В настоящее время ряд исследователей, предпринимает значительные усилия для того, чтобы уничтожить «белые пятна» в истории Руси. Можно рекомендовать замечательную энциклопедию М. Семёновой «Мы – славяне» (автор знаменитого романа «Волкодав»), исследования Льва Прозорова («Времена русских богатырей», «Варяжская Русь» и пр.) и других авторов.