Существует ли на самом деле «Святейшая православная церковь Украины» (СПЦУ)? Этот вопрос не просто висит в воздухе, но и чем дальше, тем больше требует ответа. Причём, несмотря на очевидно заказные «исследования» типа того, что
Согласно этой, с позволения сказать, «социологии», 65,7% выбирают «Епифания» Думенко и лишь 31,4% – Блаженнейшего митрополита Онуфрия. Но, во-первых, многочисленные крестные ходы, которые проводит УПЦ МП на День Крещения Руси и которые собирают сотни тысяч паломников, опровергают лукавую цифирь. СПЦУ опирается на мизерное количество последователей.
Украинская православная церковь (Московского патриархата) имеет на Украине более 12 тысяч приходов, почти 5 тысяч монашествующих, 99 епископов и 12,5 тысячи священников. А СПЦУ невозможно охарактеризовать количественно, поскольку, например, многие храмы УПЦ были захвачены «томосюками» и теперь стоят пустыми – народ не ведётся на томос.
Есть и во-вторых: каким образом и для чего вдруг УПЦ МП станет объединяться с раскольниками, пусть даже и признанными Фанаром настоящими святыми отцами?
Скорее всего, опрос КМИС преследовал вовсе не цель узнать мнение граждан по поводу «Епифания» и Онуфрия. Стояла задача запустить в общество идею «объединённой церкви», и УПЦ к этому приплели только затем, чтобы показать, что жители страны якобы тяготеют к СПЦУ (что есть откровенная ложь). Церковь Порошенко-Думенко если с кем и собирается объединяться, то с униатами. Поэтому «опрос» КМИС – не только ложь, но и провокация.
На таком фальшивом фоне с особой чёткостью проявляются многочисленные конфликты, демонстрирующие как раз неприятие СПЦУ украинским обществом. Созданная Фанаром структура воюет не только с УПЦ МП. Трудно не заметить очевидные противоречия внутри самой «новой церви». Тот самый раскол в расколе, который начал «Филарет» Денисенко, реанимировав свой «Киевский патриархат», усугубляется ещё и конфликтом с Украинской автокефальной православной церковью» (УАПЦ). Совершенно справедливо считая СПЦУ политическим проектом Порошенко, автокефалы покидают её целыми приходами. Уходят они к униатам – под крыло УГКЦ.
Сегодня почти и не вспоминают, что УАПЦ была официально легализована Фанаром еще в 2009 году. Американские приходы вошли в состав Экуменического патриархата. А украинские являются местным их филиалом. Основной побудительной причиной легализации без покаяния украинских самосвятов, несомненно, является их влиятельность в политических структурах США и Канады. Так что «автокефалы» имеют какой-никакой официальный статус, пусть и не всеми признанный. В отличие от «Киевского патриархата». При слиянии в общую структуру – СПЦУ – они наверняка рассчитывали на нечто большее, чем то, что они в итоге получили.
Гораздо масштабнее противостояние СПЦУ с «церковью» Денисенко. Опытный раскольник с возрастом не утратил хватку. По данным филаретовцев, с ними от «томосюков» ушли 300 приходов! И это ещё не конец.
Своеобразным полигоном противостояния раскольников внутри себя можно рассматривать происходящее в Одесском регионе. Выглядит это трагикомично: и без того мизерная группировка не просто разделилась, но и регулярно устраивает драки между собой. Причина банальна. У раскольников в регионе есть только один приличный «храм» – на улице Пастера в Одессе. Финансирование идёт из Киева, поскольку на месте поддержки населения у СПЦУ и «Киевского патриархата» нет вообще. Так что приходится «епифаньевцам» и «филаретовцам» биться насмерть за недвижимость и финансовый ручеёк из столицы. Методы борьбы разные: и потасовки, и судебные иски, и обвинения друг друга в подконтрольности привычной «руке Кремля», и… При этом численность и тех и других ничтожна и вызывает у одесситов только едкие шутки.
Но и это не последнее разделение в стане раскольников СПЦУ. На фоне острого желания возвращения во власть со стороны Порошенко заговорили о смене «Епифания» Думенко на Симеона Шостацкого – бывшего винницкого митрополита и личного друга экс-президента. При этом в СПЦУ за Шостацким ушли лишь 17 подчинённых ему священников из более 300, хотя он руководил епархией УПЦ 11 лет. Был кандидатом на пост предстоятеля УПЦ (МП), но не получил поддержки. А далее, собственно, повторил судьбу раскольника Думенко – не получив главного поста в УПЦ, ушёл к «томосюкам». Был единственным из 83 архиереев УПЦ, не поддержавшим 13 ноября 2018 года
Очевидно, что Думенко не справляется с обязанностями, да и статус у него по-прежнему хлипкий, точнее, никакой. Шостацкий, безусловно, более опытен и всё же имеет каноническую хиротонию. Но и у него есть конкурент в лице бывшего митрополита УПЦ Александра Драбинко. Последний как-то уж сильно заактивничал на фоне заболевания Шостацкого COVID-19.
Вот как
Обратимся к результатам ещё одного исследования – Швейцарского центра по изучению проблем безопасности (The Center for Security Studies). Среди авторов – светский религиовед Николай Митрохин, работающий на Западе. Он объездил регионы Украины с целью изучения существующей религиозной проблемы. И был немало удивлён, когда «архиереи» СПЦУ не смогли назвать численность своих епархий. По его экспертному мнению, большинство их приходов существует только на бумаге. В то же время, отмечает Митрохин, УПЦ МП, очевидно, доминирует в стране и силовое давление со стороны сторонников Порошенко ничего не изменило. Он зафиксировал провал проекта СПЦУ: её «как единой организации нет, и в ближайшее время не будет. Есть приходы, ушедшие из РПЦ. Есть епархиальные управления, которые делают вид, что ими управляют. А на самом деле не знающие их общей численности. Есть митрополит в Киеве, который молотит языком перед корреспондентами и делает вид, что кого—то представляет. Есть сетевые активисты… А ПЦУ – нет».
С каждым днём всё более очевидно, что СПЦУ на самом деле – фикция.