Существует ли СПЦУ на самом деле?

Существует ли СПЦУ на самом деле?

Существует ли на самом деле «Святейшая православная церковь Украины» (СПЦУ)? Этот вопрос не просто висит в воздухе, но и чем дальше, тем больше требует ответа. Причём, несмотря на очевидно заказные «исследования» типа того, что недавно опубликовал Киевский международный институт социологии по поводу того, кого бы хотели видеть украинцы на посту руководителя «объединённой церкви».

Согласно этой, с позволения сказать, «социологии», 65,7% выбирают «Епифания» Думенко и лишь 31,4% – Блаженнейшего митрополита Онуфрия. Но, во-первых, многочисленные крестные ходы, которые проводит УПЦ МП на День Крещения Руси и которые собирают сотни тысяч паломников, опровергают лукавую цифирь. СПЦУ опирается на мизерное количество последователей.

Украинская православная церковь (Московского патриархата) имеет на Украине более 12 тысяч приходов, почти 5 тысяч монашествующих, 99 епископов и 12,5 тысячи священников. А СПЦУ невозможно охарактеризовать количественно, поскольку, например, многие храмы УПЦ были захвачены «томосюками» и теперь стоят пустыми – народ не ведётся на томос.

Есть и во-вторых: каким образом и для чего вдруг УПЦ МП станет объединяться с раскольниками, пусть даже и признанными Фанаром настоящими святыми отцами?

Скорее всего, опрос КМИС преследовал вовсе не цель узнать мнение граждан по поводу «Епифания» и Онуфрия. Стояла задача запустить в общество идею «объединённой церкви», и УПЦ к этому приплели только затем, чтобы показать, что жители страны якобы тяготеют к СПЦУ (что есть откровенная ложь). Церковь Порошенко-Думенко если с кем и собирается объединяться, то с униатами. Поэтому «опрос» КМИС – не только ложь, но и провокация.

На таком фальшивом фоне с особой чёткостью проявляются многочисленные конфликты, демонстрирующие как раз неприятие СПЦУ украинским обществом. Созданная Фанаром структура воюет не только с УПЦ МП. Трудно не заметить очевидные противоречия внутри самой «новой церви». Тот самый раскол в расколе, который начал «Филарет» Денисенко, реанимировав свой «Киевский патриархат», усугубляется ещё и конфликтом с Украинской автокефальной православной церковью» (УАПЦ). Совершенно справедливо считая СПЦУ политическим проектом Порошенко, автокефалы покидают её целыми приходами. Уходят они к униатам – под крыло УГКЦ.

Сегодня почти и не вспоминают, что УАПЦ была официально легализована Фанаром еще в 2009 году. Американские приходы вошли в состав Экуменического патриархата. А украинские являются местным их филиалом. Основной побудительной причиной легализации без покаяния украинских самосвятов, несомненно, является их влиятельность в политических структурах США и Канады. Так что «автокефалы» имеют какой-никакой официальный статус, пусть и не всеми признанный. В отличие от «Киевского патриархата». При слиянии в общую структуру – СПЦУ – они наверняка рассчитывали на нечто большее, чем то, что они в итоге получили.

Гораздо масштабнее противостояние СПЦУ с «церковью» Денисенко. Опытный раскольник с возрастом не утратил хватку. По данным филаретовцев, с ними от «томосюков» ушли 300 приходов! И это ещё не конец.

Своеобразным полигоном противостояния раскольников внутри себя можно рассматривать происходящее в Одесском регионе. Выглядит это трагикомично: и без того мизерная группировка не просто разделилась, но и регулярно устраивает драки между собой. Причина банальна. У раскольников в регионе есть только один приличный «храм» – на улице Пастера в Одессе. Финансирование идёт из Киева, поскольку на месте поддержки населения у СПЦУ и «Киевского патриархата» нет вообще. Так что приходится «епифаньевцам» и «филаретовцам» биться насмерть за недвижимость и финансовый ручеёк из столицы. Методы борьбы разные: и потасовки, и судебные иски, и обвинения друг друга в подконтрольности привычной «руке Кремля», и… При этом численность и тех и других ничтожна и вызывает у одесситов только едкие шутки.

Но и это не последнее разделение в стане раскольников СПЦУ. На фоне острого желания возвращения во власть со стороны Порошенко заговорили о смене «Епифания» Думенко на Симеона Шостацкого – бывшего винницкого митрополита и личного друга экс-президента. При этом в СПЦУ за Шостацким ушли лишь 17 подчинённых ему священников из более 300, хотя он руководил епархией УПЦ 11 лет. Был кандидатом на пост предстоятеля УПЦ (МП), но не получил поддержки. А далее, собственно, повторил судьбу раскольника Думенко – не получив главного поста в УПЦ, ушёл к «томосюкам». Был единственным из 83 архиереев УПЦ, не поддержавшим 13 ноября 2018 года постановление Собора о том, что епископы, духовенство и миряне Украинской православной церкви не будут участвовать в создаваемой Константинопольским патриархатом автокефальной церкви Украины.

Очевидно, что Думенко не справляется с обязанностями, да и статус у него по-прежнему хлипкий, точнее, никакой. Шостацкий, безусловно, более опытен и всё же имеет каноническую хиротонию. Но и у него есть конкурент в лице бывшего митрополита УПЦ Александра Драбинко. Последний как-то уж сильно заактивничал на фоне заболевания Шостацкого COVID-19.

Вот как метко прошелся по причинам нынешнего состояния СПЦУ протоиерей Николай Балашов: «Вся история с «получением томоса«, которую в политических интересах предвыборной кампании П.А. Порошенко пытались представить как выдающуюся страницу в истории украинской независимости, была изначально замешана на обмане. Он присутствовал во всём: в обещаниях администрации украинского президента представить то десять, то двадцать и даже больше подписей канонических архиереев Украинской православной церкви, которые тоже якобы ждут – не дождутся вожделенного «томоса«; в попытках убедить православный народ Украины, что томос – это именно то, чего недостает для полного счастья; в даваемых константинопольским «экзархам» заверениях П.А. Порошенко, что «проблему Филарета» он решит; в обещаниях Филарету, что на самом деле ничего внутри его «церкви» не изменится, а он как был, так и останется «патриархом«; в действиях Филарета, который «понарошку» отрекался от должности предстоятеля, намереваясь фактически сохранить за собой контроль; в обещаниях преемника руководствоваться советами своего «духовного отца«, которым он пренебрёг уже очень скоро; в несбывшихся обещаниях бывшему митрополиту Винницкому Симеону, который в результате ничего не приобрёл, а потерял почти всю свою епархию; в «научных изысканиях» привлечённых Фанаром экспертов, которые «доказали«, будто Киевскую митрополию в 1686 году Москве отдали «не насовсем» или даже «вообще не отдали«, а только позволили временно рукополагать митрополитов (за эту ложь, правда, ктото получил свою награду в виде богатой Австралийской епархии, другие получили более скромный гонорар)…»

Обратимся к результатам ещё одного исследования – Швейцарского центра по изучению проблем безопасности (The Center for Security Studies). Среди авторов – светский религиовед Николай Митрохин, работающий на Западе. Он объездил регионы Украины с целью изучения существующей религиозной проблемы. И был немало удивлён, когда «архиереи» СПЦУ не смогли назвать численность своих епархий. По его экспертному мнению, большинство их приходов существует только на бумаге. В то же время, отмечает Митрохин, УПЦ МП, очевидно, доминирует в стране и силовое давление со стороны сторонников Порошенко ничего не изменило. Он зафиксировал провал проекта СПЦУ: её «как единой организации нет, и в ближайшее время не будет. Есть приходы, ушедшие из РПЦ. Есть епархиальные управления, которые делают вид, что ими управляют. А на самом деле не знающие их общей численности. Есть митрополит в Киеве, который молотит языком перед корреспондентами и делает вид, что когото представляет. Есть сетевые активистыА ПЦУ – нет».

И как тут не привести слова митрополита Антония, управделами УПЦ МП: «За две тысячи лет существования Церкви политическая карта мира кроилась кардинально. Границы государств, да и сами государства менялись до неузнаваемости». В результате «политические и экономические системы сменяли одна другую. Но здание Церкви стояло. Хотя и языки пламени касались его изрешеченных, с отбитыми углами, фасадов… Церковь не должна и не может по своей природе зависеть от государства, быть шестерёнкой государственной машины… Если человек будет забывать об этом, свои коррективы будет вносить Бог. Попытки сделать Церковь смертной как любое государство, не увенчаются успехом никогда»

С каждым днём всё более очевидно, что СПЦУ на самом деле – фикция.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *