Исторически сложилось так, что часть земель древней Руси вошла в состав Польши, а после раздела Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией оказались в составе Австрии, которая позже преобразовалась в Австро-Венгрию. Жителей этих земель называли русинами. С целью ослабления связей русинов с русскими, живущими в соседней Российской империи, власти Австро-Венгрии поддерживали превращение русинов в новую народность – украинцев. Среди русинов также были сторонники отмежевания от русского народа в особый народ, но были и противники.
На землях Галиции, где проживали русины, господствующее положение занимали поляки. Идеальным считалось сделать из русинов поляков-католиков, то есть ополячить их. Но такая коренная ломка мировоззрения целого народа была очень тяжёлой. Практически невозможной. Поэтому, чтобы максимально отдалить галицких русинов от православных русских, был выбран средний путь – русины должны были стать украинцами-униатами. Параллельно в Российской империи часть малороссийской интеллигенции проповедовали создание на базе малороссов отдельного украинского народа.
США и Австро-Венгрия — два параллельных центра размежевания русинства и формирования украинства
Франц Иосиф I 28 июля 1914 года объявил войну Сербии и начал мобилизацию армии — началась Первая мировая война, вскоре император умер, а империя распалась.
Памятники Францу Иосифу І в городах Черновцы и Ивано-Франковске (на фото), установленные «евроинтеграторами» на Украине
Во второй половине XIX века началась массовая эмиграция русинов Австро-Венгрии в Соединённые Штаты Америки. Это было самое массовое переселение их в другие страны, хотя параллельно была эмиграция в Канаду, Австралию, Бразилию, Аргентину. Вслед за рабочими угольных шахт и металлургических предприятий эмигрировали и женщины, поэтому даже второе поколение, наряду с английским языком, владело русинским. Что касается малороссов, то в то время жили они богаче русинов и массовой эмиграции за океан не предпринимали, это были отдельные случаи, и их диаспора в США в начале ХХ века была незначительной.
Более того, один из главных деятелей культурного и политического движения русофилов в Австро-Венгрии священник Иван Наумович, обеспокоенный массовой эмиграцией галицийских русинов на американский континент, порождённой аграрным перенаселением и малоземельностью, решил направить это движение на Кавказ. Для этого добился для русинов разрешения покупать землю в Новороссийском и Сухумском округах по низкой цене, по 5 рублей за десятину, да и то в рассрочку. Но он внезапно умер, когда в 1891 году отправился выбирать земли для переселения. Современники считали, что священник был отравлен. Если бы идея Наумовича воплотилась в жизнь, то история украинства могла бы пойти совершенно другим путём.
Контакты между собой деятелей украинства из Австро-Венгерской и Российской империй широко известны. Что касается контактов деятелей украинства из диаспоры США и Австро-Венгрии, то эта область мало исследована. А если брать контакты деятелей украинства из Малороссии и диаспоры, то они сообщались вначале через Австро-Венгрию, хотя потом установили и прямые контакты, но они не были массовыми.
Интересным с точки зрения истории является то, что на момент появления относительно большой русинской диаспоры в США процесс выделения украинцев из состава русинов в самой Австро-Венгрии так и не завершился. Когда 5 июня 1912 года термин «украинский» вместо традиционного «русинский» впервые появился в официальном документе австро-венгерского монарха Франца Иосифа I, разразился скандал. Оказалось, домом Габсбургов этот термин «
Процесс создания украинства в Австро-Венгрии и в американской диаспоре тщательно взращивался и координировался исключительно Украинской грекокатолической церковью (УГКЦ). В современной исторической науке её центром принято называть Восточную Галицию – земли Карпатского региона, которые ныне находятся в составе Западной Украины – Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области, а также Польши – Лемковщина с древнерусским Перемышлем. И там, и там шло разделение русинов на русофилов – тех, кто тяготел к России, и русофобов, которые вскоре даже название своё сменили на украинцев, настолько они не хотели, чтоб их ассоциировали с Россией. Процесс тщательно координировался вплоть до обмена официальными представителями.
Ненависть ко всему русскому – суть галицийского украинства
Показательно, что окончательное размежевание русинов и украинцев произошло почти параллельно в американской диаспоре и Галиции и совпало с началом Перовой мировой войны, хотя сам процесс размежевания шёл постепенно.
Вот, что
«Австрийское правительство имело возможность выбирать или поддержать русофилов-оборотней или правдивых русинов-украинцев, русофилов-оборотней… которые стыдились языка своего народа… Им импонировала Россия, царь, генералы и магнаты, российский московский язык и готовая уже богатая литература, словом – всё российско-московское… Австрия имела выбор: либо поддержать этих русофилов и искусственно создавать в своем государстве москалей и тем самым воспитывать себе явных врагов, которые как спасения будут ждать попасть скорее под батюшку-царя, или поддержать тех, за которыми чистая идея, дело святое, то есть русинов-украинцев…»
Какой выбор сделала Австро-Венгрия, показал уже следующий год, когда русофилов бросили в концлагеря. Но в этой цитате показательным является один немаловажный момент. Сторонники украинства как в Галиции, так и в американской диаспоре США обвиняют своих противников в том, что те тяготеют к русскому литературному языку. И это действительно так. Параллельный процесс шёл в Малороссии, когда интеллигенты-либералы создавали на базе народных малороссийских наречий особый язык. Тот же процесс шёл в Галичине, но с большим размахом, потому что Галичина была отделена от России. Но тем не менее русины-русофилы справедливо доказывали своим оппонентам, что русский литературный язык уже создан. И нет надобности создавать ещё один, так как русинам вполне понятен тот язык, который бытует в Российской империи. Кстати, в вышеприведённой цитате, это косвенно признаётся в словах о богатой русской литературе, хотя сама цитата пышет ненавистью ко всему русскому. Притом что статья писалась не в Галиции, а в США. Но процесс борьбы за новый язык шёл параллельно в Галичине и русинской диаспоре США и частично затронул Малороссию.
Идея о превосходстве галичан над другими украинцами
«Изменник»: в этом слове и образе с начала XX века формировалась вся суть украинского галицийского национализма. 1879 год. Венец сонетов, посвященный сынам Галицкой Руси. Авторское издание. Львов. Из типографии Ставропигийского института
Понятно, что с началом Перовой мировой войны украинство, созданное на базе русинской диаспоры в США, выступило на стороне блока Центральных держав против Антанты, потому что в блоке Центральных держав была Австро-Венгрия, поддержавшая украинство, а в Антанте – Россия, выступавшая против данного антирусского проекта. Это продолжалось до тех пор, пока США не вступили в войну на стороне Антанты.
Вот как писала «Свобода» о тех русинах США, которые сохранили привязанность к своим братьям из России:
«Русофилы галицкого происхождения молятся со своими священниками, чтобы москали смогли вырезать их братьев, сыновей или родителей, которые служат в австрийской армии, молятся, следовательно, за смерть для своих родных… Тем более Россия не сможет покорить галицких украинцев, которые с национальной точки зрения стоят гораздо выше, чем наши братья, которые находятся под Россией».
В этих словах не только ненависть к русским и русинам-русофилам, но и тезис о превосходстве галичан над другими украинцами, который будет активно использоваться на Украине с самого начала независимости.
Из 14 диалектов, наречий и говоров русского языка на Украине «выше всех» оказался лишь один – галицийский
Таким образом, можно констатировать наличие единого скоординированного процесса формирования украинства в Соединённых Штатах Америки и Австро-Венгерской империи, которые обменивались информацией, эмиссарами, имели общую идеологию и цели. Притом что и в одном и другом случае шло резкое размежевание с теми русинами, которые стояли на русофильских позициях. Во время Первой мировой войны в Австро-Венгрии эти люди были частично истреблены как сочувствующие России. Вот что сказал официальный эксперт адвокат Ф. Ваньо на суде, где ряд русинских интеллигентов осудили на смерть за русофильство: «Кто употребляет русский язык, не может быть хорошим австрийцем; хорошими австрийцами являются лишь украинцы, поэтому все члены русско-народной партии – изменники, ибо они не украинцы». И этим людям ещё повезло, что над ними был суд. Многих русинов-русофилов истребили без суда, кого в концлагерях, кого просто убили, даже не вывозя в концлагерь. Притом что доносили на них соседи русины, которые решили стать украинцами. После прихода русских войск в Австро-Венгрию и их скорого отступления многие оставшиеся в живых русины-русофилы покинули Австро-Венгрию вместе с отступавшими войсками Российской империи, так как знали, что в противном случае их ждёт неминуемая смерть. Они жили на территории России и растворились в русском народе.
Третий центр украинства: малороссийское областничество
Толковый словарь живого великорусского языка, В.И. Даль, составленный в 1850 году
Что касается русинов-русофилов американской диаспоры, то многие из них вышли из унии и присоединились к Русской православной церкви в США ещё до революции 1917 года, поэтому стали как бы частью русской диаспоры.
Таким образом, как в Галиции, где было около пяти миллионов русинов, так и в русинской диаспоре США, которая тогда насчитывала около миллиона человек, практически одновременно произошло размежевание на русофилов и русофобов, последних стали называть украинцами. Размежевание шло в довольно жёсткой форме, которая во время Первой мировой войны перешла в кровопролитие. Появившиеся в результате такого размежевания украинцы диаспоры США и Галичины были настроены в большинстве своём негативно по отношению к русским. Разумеется, это касалось не всех, а только идеологов, но им удаётся порой заражать русофобией и широкие массы.
Что касается Малороссии, где тогда проживало 35 миллионов человек, то формирование украинства на этой территории шло другим путём. Часть либеральной малороссийской интеллигенции увлеклась областничеством, так тогда называли различные региональные течения, где было принято подчёркивать особенности той или иной области. Они же пропагандировали малороссийский язык, который был тогда одним из южно-российских наречий. До сепаратизма было ещё далеко, но регулярные контакты с деятелями украинства Галичины привели к формированию третьего центра украинства, который хотя и не был таким агрессивным как диаспорянский и галичанский, но в условиях распада Российской империи его существование привело к образованию украинских сепаратистских государственных структур.
Заглавное фото: Русины. Иллюстрация из книги Якова Головацкого «Народные песни Галицкой и Угорской Руси»