Страшна порой не сама смерть, а её какая-то уродливая нелепость. Массовая гибель людей в Иркутске от отравленного пойла поражает именно этим — люди померли как мухи, ни за что ни про что. Проблема спиртосодержащей дряни, к сожалению, давняя и хорошо известная, пусть и не афишируемая — в ней виноваты и бессовестные бизнесюки, и потворствующие чиновники, и равнодушные милиционеры, и сами люди, которые все понимают и пьют такую дрянь. Ну и бедность, конечно, виновата, хотя отсутствии денег само по себе не объясняет употребление дряни. Как и в случае со спайсами и прочей дурью, здесь, скорее, причина в психологическом надломе, внутреннего чувства безысходности.
И вот это-то ужаснее всего. Безысходность, бессмысленность, нелепость — не в том, что отравились, а в том как это произошло. На что были разменяны жизни и души людей! К примеру, на строительстве первого плутониевого ядерного реактора многие участники тоже подвергались отравлению — точно не знали, поскольку объект был сверхсекретный, догадывались, но не понимали, чем грозит облучение, насколько сильны дозы радиации. Смерть буквально пожирала их, но они делали великое Дело, отдавали своё здоровье не зря, не ради одурманивания. Говорю это, не оправдывая гибель строителей Арзамаса-16 и не осуждая отравившихся в Иркустке людей (и то и другое неправильно), но чтобы показать, насколько человеческая жизнь может быть по-разному истрачена, насколько смерть от отравления может быть разной и противоположной по содержанию.
В книге Грабовского «Плутониевая зона» есть рассказ, как местный рабочий для новорожденного ребёнка сделал кроватку из труб со свалки отходов реактора, и тот за считанные дни погиб от облучения. Жуткая трагедия молодой семьи, нехотя убивших своего безвинного ребёнка. Там же приводятся многочисленные случаи, когда сотрудники ядерного реактора — молодые девушки и парни — порой голыми руками или при минимальной защите устраняли аварии, чистили механизмы, лезли на абмразуру радиации. Автор остро досадует, но без антисоветского кликушества, что в спешке атомной гонки и из-за ошибок жертвовали здоровьем людей. Однако всё равно это были осмысленные жертвы, это был подвиг (пусть и не всеми тогда осознаваемый), самопожертвование одних людей ради других. Творение истории.
А 63 погибших от метанола «Боярышник» — это какая-то насмешка над историей и человеком «по образу и подобию». Ведь каждый из нас появляется на свет не просто так, о каждом человеке у Бога свой замысел, на каждого надежда как на лучину, которая от искры может дать миру свет. Если и сгореть, то для спасения других. А тут потушили десятки душ, просто так, по дури и ради копеечной наживы. Царствие им небесное!
Всё же нужна русскому человеку великая созидательная Мечта, общее и справедливое Дело, иначе скучно жить, муторно как-то, мелкотравчато. Не все обладают достаточной волей, чтобы бороться самостоятельно и не впасть в грех уныния. А если в душе гадко, то пойло найдется всегда, к сожалению. Запретами принципиально тут ничего не поменяешь.