Лживые манёвры главы «Киевского Патриархата»

Лживые манёвры главы «Киевского Патриархата»

30 ноября прошлого года весь православный мир был потрясен сообщениями СМИ о письме непризнанного Патриарха Киевского Филарета (Денисенко) к Архиерейскому Собору РПЦ.

Лживые манёвры главы «Киевского Патриархата»

В документе от 16 ноября бывший Митрополит Киевский, покинувший РПЦ после поражения на выборах ее Предстоятеля, заявил о своем желании «прекратить разделения и распри между православными христианами, восстановить евхаристическое и молитвенное общение, как это надлежит в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви» и «ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными  христианами и примирения между народами» призвал «вменить яко не бывшую» анафему, наложенную на него в 1997 году.

Рассмотрев обращение, архиереи РПЦ понадеялись на искренность раскаяния бывших собратьев и не сочли возможным проигнорировать слова заботы о благе Церкви Христовой. Для переговоров о путях восстановления канонического порядка на Украине и урегулирования сопутствующих вопросов сразу же постановили создать специальную комиссию.

Однако, как только Москва перешла к стадии реализации договоренностей, и о конфиденциальных переговорах стало известно СМИ, в УПЦ КП тут же пошли на попятную. Вместо очередного шага со своей стороны навстречу диалогу они сделали два шага назад.

На экстренной пресс-конференции 2 декабря 2017 года глава «Киевского Патриархата» заявил, что его обращение к Архиерейскому Собору РПЦ неправильно поняли: никакой вины за собой он не признает и ни о чем не просил.

Письмо же в Москву он написал не для того, чтобы восстановить единство с РПЦ, а чтобы дать возможность другой стороне исправить свою ошибку – снять несправедливые прещения и признать автокефалию УПЦ-КП, «положенную ей по праву». Со своей стороны Синод самопровозглашенного «Киевского Патриархата» постановил «согласиться на ведение диалога с РПЦ», но соответствующую комиссию не создал.

Удивительно, с чего это русские подумали, что глава УПЦ КП действительно раскаялся в содеянном им расколе? Ведь сам Филарет уже давно и неоднократно заявлял, что не признАет над собой ни власти Московского Патриарха, ни Константинопольского. Кроме того, ранее, в контактах с Константинополем, руководство УПЦ КП продемонстрировало свою неспособность идти на компромисс, соблюдать договоренности и хранить конфиденциальность. Теперь Москва убедилась в этом на собственном опыте.

Филаретовцы десятилетиями подготавливали почву на Фанаре, называли Вселенский Патриархат своей Церковью-Матерью, подали через светские власти обращение к Патриарху Варфоломею, более полугода ждали ответа. А когда все это оказалось без толку, сразу сменили риторику. Теперь на Украине обвиняют Фанар в «духовных шатаниях», «византийском переливании из пустого в порожнее», интриганстве и греческом шовинизме. А в РПЦ, в отличие от фанариотов, не только встретились с представителями УПЦ-КП, считающимися в православном мире раскольниками, но и приняли их довольно тепло, едва ли не с почестями. Представителей «Киевского Патриархата» разместили в пятизвездочной гостинице «Метрополь», одарили не только дружелюбной беседой, но и ценными книгами. Не говоря уже о позитивном решении Архиерейского Собора. По признанию самих же раскольников, весь процесс от первого обращения до создания комиссии занял несколько месяцев. Однако, даже так, из-за демарша УПЦ КП дело с мертвой точки так и не сдвинулось. Так зачем же тогда Филарету было писать то двусмысленное письмо?

Вопрос о мотивации УПЦ КП – действительно нетривиальный. Можно предположить, что в «Киевском Патриархате» есть силы, заинтересованные в нормализации отношений с мировым Православием, но их попытка посадить своего Предстоятеля за стол переговоров с Московой встретила сопротивление со стороны тех, кому выгодно разделение и возможность представлять УПЦ в образе врага украинского народа. Все это порождает напряженность между различными кланами и группировками в УПЦ КП, стремящимися захватить влияние и, когда придет время, посадить своих ставленников на Киевскую кафедру. Если эта гипотеза верна, существует высокая вероятность того, что УПЦ КП ожидает дальнейшее раздробление.

Не менее вероятным мотивом обращения Филарета к РПЦ является стремление возбудить «ревность» Фанара и подтолкнуть его к более активным действиям. Учитывая заявления иерархов УПЦ КП о том, что они де-факто автокефальная церковь, и вопрос о формальном получении этого статуса от одного из патриархатов не сильно их беспокоит, можно сказать, что в имитации начала переговоров с Москвой больше всего были заинтересованы украинские политики.

Однако их простодушные маневры вряд ли достигнут цели. Патриарх Варфоломей, хоть и тоже находится в преклонном возрасте, хорошо информирован, видит возможные риски и понимает всю сложность ситуации на Украине. Правильность его осторожного подхода к вмешательству в украинский вопрос подтверждает и реакция участников Критского Собора на широко обсуждавшееся в кулуарах обращение украинского парламента к Константинопольскому Патриарху. Как отмечают некоторые из присутствовавших на мероприятии, большинство собравшегося там духовенства выступало именно за невмешательство и опасалось противоположного. Узнав же о решении Фанара не вмешиваться в межконфессиональную ситуацию на Украине, архиереи вздохнули с облегчением.

Не исключено, что истинной миссией и смыслом существования УПЦ КП является поддержание нестабильного статус-кво, которое ослабляет позиции УПЦ и играет на руку униатам. Греко-католики заметно заинтересованы в автокефалии УПЦ КП и объединении вокруг нее остальных православных конфессий. Так, большинство депутатов украинского парламента, инициировавших упомянутое обращение Верховной Рады к Патриарху Варфоломею – члены УГКЦ. Да и сами священнослужители данной конфессии открыто говорят, что объединение православных украинцев под омофором Вселенского Патриарха – первый шаг на пути объединения Украины под омофором Папы Римского. Кроме того, дополнительный «щекотливый вопрос» во взаимоотношениях Константинопольского и Московского Патриархатов усложняет и без того многоплановый диалог между Москвой и Анкарой, что является одной из целей США в регионе. А США являются одним из основных партнеров нынешнего правительства Украины.

Оригинальная публикация — theorthodoxchurch.info

Перевод — Пётр Маринюк, ИАП «Содружество», специально для News Front

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *