27 августа Служба национальной безопасности Армении официально сообщила о проведении обысков в особняках и квартирах бывшего председателя Комитета по государственным доходам (КГД), бывшего министра финансов Гагика Хачатряна, а также связанных с ним лиц. Следственные действия проводились на основании фактических данных, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в рамках возбужденного в следственном департаменте СНБ еще 2 февраля 2019 г. уголовного дела.
В тот же день после завершения обысков Гагик Хачатрян и его племянник Карен Хачатрян (бывший глава управления внутренней безопасности КГД) были задержаны следственным департаментом. Их подозревают в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 308 («Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия») и п. 1 ч. 3 ст. 179 («Растрата имущества в особо крупных размерах») Уголовного кодекса Армении. 30 августа суд первой инстанции в Ереване после двухдневного слушания принял решение об аресте Гагика и Карена Хачатрянов сроком на два месяца.
После решения суда состояние здоровья бывшего главы КГД и министра резко ухудшилось, его доставили в медицинский центр «Астхик», но после прохождения ряда медицинских процедур вновь взяли под стражу.
Ранее его адвокат сообщил, что Г. Хачатрян прервал лечение в Германии и вернулся в Армению для участия в следственных мероприятиях.
По сведениям прессы и согласно официальным источникам, предъявленные обвинения связаны с предполагаемыми преступлениями, совершёнными в период пребывания Г. Хачатряна в должности главы КГД. Согласно информационным утечкам, в КГД были зарегистрированы сотрудники, которым выплачивалась зарплата, но которые на самом деле на работу не выходили. Г. Хачатрян, начавший карьеру в фискальных органах в 1996 году, был одним из фаворитов экс-президента Сержа Саргсяна. С 2008 года (год прихода третьего президента к власти) занимал должность главы КГД, а с 2016 года возглавлял ведомство, объединившее КГД и министерство финансов, которое тогдашняя оппозиция называла суперминистерством, а Г. Хачатряна – суперминистром. Саргсян неоднократно не только публично выражал удовлетворение работой Хачатряна, но и ставил в пример другим членам правительства.
По данным открытой печати, в Армении Г. Хачатряну принадлежали компании «Мегафуд» (занималась импортом кондитерской продукции украинской фирмы «Рошен», принадлежащей П. Порошенко), «Мегаконцерн», «Мегамоторс» (дилер фирмы Mitsubishi), «Мегаспорт» (сеть продажи спортивных товаров), «Чимег», «Альянс терминал», элитный брендовый магазин «Хронограф», сеть супермаркетов «Нор Зовк», такси-сервис «Ани». Наконец, в 2011 году за 200 миллионов евро Хачатрян купил в австрийском Зальцбурге завод по производству всемирно известного шоколадного бренда «Моцарт», номинальным владельцем которого стал его сын (отсюда и прозвище Моцарт Гаго). В США (штате Калифорния), Париже на него и ближайших родственников еще записано имущество на десятки миллионов долларов.
Кроме того, в ходе международного журналистского расследования в рамках проекта «Райские документы» обнаружено, что через зарегистрированную в офшоре на Сейшельских островах компанию Bradwell Investmentc Corp. владельцем которой был другой племянник Г. Хачатряна Арам, были отмыты миллионы долларов.
Судя по всему, Моцарт Гаго является одним из самых богатых людей Армении, который формально никогда бизнесом не занимался и сколотил свое состояние, работая в фискальных органах.
Взятие под стражу Хачатряна и его племянника означает, что правительство Никола Пашиняна и правоохранительные органы не намерены приостанавливать борьбу с коррупцией в стране. Причём речь идет не только о бывших высокопоставленных лицах, разбогатевших на различных государственных должностях, но и о соратниках самого Пашиняна, оказавшихся под подозрением в связи с коррупцией. Так, 21 августа в СНБ Армении объявили о завершении предварительного следствия по делу начальника Государственной контрольной службы (ГКС) Давида Санасаряна. Обвиняется он в том, что, исходя из групповых интересов, с целью содействия предпринимательской деятельности компании, фактически управляемой его сотрудниками, использовал свое должностное положение против интересов службы, а также не выполнил свои служебные обязанности. Надо полагать, что ближайшее время дело Д. Санасаряна будет передано в суд.
Отметим также, что правоохранительными органами страны в коррупции обвиняется и второй президент Роберт Кочарян (1998-2008 гг.). Обычно пресса акцентирует внимание на трагических событиях 1-2 марта 2008 года в Ереване, оставляя в тени обвинение в получении особо крупной взятки в размере 3 млн. долларов в феврале и мае 2008 года от бизнесмена Сильвы Амбарцумян.
Мы не останавливаемся на других крупных и менее крупных делах, связанных с коррупцией, но есть полное основание говорить о том, что системная коррупция в стране разгромлена. По результатам проведённого Международным республиканским институтом (IRI) в мае опроса, более 84% граждан Армении отметили, что не были свидетелями, то есть не сталкивались с коррупцией, что, конечно, очень важно. Иначе, чем прорывом, это не назовешь.
Впрочем, наличествуют и серьёзные проблемы в правовом обеспечении процесса борьбы с коррупцией. При прежнем министре юстиции Артаке Зейналяне предоставление законодательных инициатив правительства тормозилось. Лишь после назначения нового министра Рустама Бадасяна в парламент были представлены не только законодательные антикоррупционные инициативы правительства, но и проекты, ориентированные на искоренение в стране криминальной субкультуры.
Так, согласно проекту законодательных поправок, одобренных правительством, статус вора в законе может быть достаточен для привлечения гражданина к уголовной ответственности. «Предусматривается привлекать к уголовной ответственности за предоставление, получение или сохранение высшего статуса в преступной иерархии, создание, руководство, участие, вовлечение и сохранение криминальной субкультуры», – заявил министр юстиции. А тот член группировки, который сообщит о её существовании правоохранительным органам, будет освобожден от ответственности, либо получит более мягкое наказание.
Согласно проекту, уголовная ответственность предусматривается и для лиц, обращающихся к ворам в законе для решения тех или иных вопросов. Подобные дела будут в ведении следственного комитета. При этом министр юстиции уточнил, что речь идет не только о ворах в законе, но и о «криминальных авторитетах». Генеральный прокурор Артур Давтян отметил, что законопроект имеет серьезное значение, так как криминальная субкультура влияет на уровень преступности в стране и мешает раскрытию правонарушений.
Премьер-министр Пашинян объяснил суть законодательных поправок более популярным языком: «Представленный проект – о ворах в законе, так называемых сходках (извините за такие слова на заседании правительства), «общаках» и других явлениях. Он для того, чтобы все те, кто в это вовлечен, привлекались к ответственности. Люди этой субкультуры считают тюрьму своим домом, следовательно, их всех нужно отправить «домой»». Это разъяснение напоминает почти сакральное жегловское: «Вор должен сидеть в тюрьме!»
Почему этим законодательным изменениям уделяется столь значительное внимание? Дело в том, что в последние годы правления президента С. Саргсяна в Армении несколько раз проводились крупные сходки с участием сотен воров в законе и криминальных авторитетов со всего постсоветского пространства. Характерно, что власти страны не только не препятствовали этим сходкам, но, по данным прессы, даже оказывали им содействие.
Министр юстиции представил главе правительства антикоррупционную стратегию Республики Армении и доработанную программу мероприятий по ее реализации на 2019-2022 годы. Основных направлений стратегии пять: развитие институциональной системы, предотвращение коррупции, выявление коррупционных преступлений, антикоррупционное просвещение и повышение осведомленности. Для ее выполнения планируется создание управления по реализации контроля в отношении Антикоррупционного комитета, Комиссии по предотвращению коррупции, специализированных антикоррупционных судов и расследования коррупционных преступлений в Генеральной прокуратуре. Ключевыми областями предотвращения коррупции являются реформирование системы декларирования, декларирование расходов, выявление отраслевых рисков, укрепление добропорядочности и внедрение инструментов электронного управления для упрощения администрирования.
Через законодательные инициативы власти стремятся сформировать эффективную антикоррупционную систему. Как представляется, именно системности в данном вопросе в течение последнего календарного года не хватало действующему правительству. Однако если подготовленные законодательные инициативы будут одобрены парламентом, а само правительство, пресса и общество обратят усилия не только на борьбу с отдельными коррупционерами, а проявят системный подход, то хотя бы частичный успех вполне достижим в течение трех (при благоприятном сценарии) или пяти лет (при менее благоприятном сценарии). Если, конечно, удастся преодолеть сопротивление, которое, вне всякого сомнения, будет оказываться со стороны политических кругов и бизнес-структур, не заинтересованных в реализации имеющихся планов по искоренению коррупционного зла.
_________________________