Честность и образованность: россияне назвали качества настоящего лидера

Честность и образованность: россияне назвали качества настоящего лидера

Главными качествами, которыми должны обладать политические лидеры, являются честность и образованность, а идеальными образами киногероев для политиков являются Штирлиц («17 мгновений весны») и профессор Преображенский («Собачье сердце»). К таким выводам пришли эксперты Центра политической конъюнктуры (ЦПК) и ВЦИОМа. «Актуальные комментарии» об основных результатах и выводах экспертов.

Честность и компетентность — важнее всего

Согласно данным исследования, тремя наиболее важными качествами политика/политического лидера россияне назвали честность (44%), образованность и компетентность (31%) и близость к народу (26%). Также в числе качеств, которыми должен обладать политический лидер, респонденты отметили умение эффективно организовывать работу других людей (25%), хорошую информированность о положении дел в стране (21%) и наличие четкой программы действий (18%).

Топ качеств, которыми должен обладать политик
Infogram

Лидером в списке предложенных респондентам киногероев, который соответствует качествам политика/политического лидера, стал Штирлиц («Семнадцати мгновений весны»). 20% респондентов заявили, что этот образ отвечает качествам политического лидера в наибольшей мере.

Второе место занял профессор Преображенский (12%), третье и четвертое места с 11% разделили герой фильмов «Брат» и «Брат-2» Данила Багров и Мария Швецова из сериала «Тайны следствия».

Топ киногероев
Infogram

Большинство россиян заявили о своей готовности отдать свой голос на президентских выборах киногерою, который воплощает в себя качества политического лидера.
26% респондентов точно бы проголосовали за такого кандидата, 50% — скорее проголосовали бы за него.
Точно бы не проголосовали 8%, скорее не проголосовали бы — 12%.

Голосование за киногероев
Infogram

Среди причин, по которым бы не стали бы голосовать за такого кандидата, респонденты отметили, что в политику должны идти профессионалы (39%), а также отсутствие в предлагаемом списке таких важных для главы государства качеств, как лидерство, уверенность и доверие людей и др. (19%).

Специфика политических предпочтений россиян

Распределение поддержки политиков, воплощающих образы Штирлица и профессора Преображенского, имеет свои особенности.

Штирлиц в большей степени, чем профессор Преображенский, -кандидат женщин, чем мужчин. Если Штирлица назвали киногероем, который соответствует качествам политика/политического лидера, 22% женщин, то в мужской среде такое мнение высказали 18% опрошенных (у профессора Преображенского это соотношение 13:12).

Профессор Преображенский — кандидат, пользующийся поддержкой более молодой аудитории, чем Штирлиц. Наибольшая поддержка Штирлица — в возрастных группах старше 60 лет (32%) и 45-59 лет (25%). У профессора Преображенского поддержка наиболее выражена в возрастных группах 45-59 лет (19%) и 35-44 года (18%). Тогда как его уровень поддержки в группе 60 лет и старше составил всего 8%.

Профессор Преображенский — кандидат Москвы и Санкт-Петербурга и городов-миллиоников, в то время как Штирлиц имеет наибольшую поддержку среди средних и малых городов. В Москве и Санкт-Петербурге профессора Преображенского назвали 19% против 17% у Штирлица. В городах-миллионниках симпатии распределились примерно поровну — 17% у Штирлица против 16% у профессора Преображенского. В городах с населением 500-950 тысяч Штирлица выбрали 21%, в то время как профессора Преображенского — 15%. В городах с населением 100-500 тысяч Штирлица и профессора Преображенского назвали 22% и 14% соответственно, с населением до 100 тысяч — 22% и 10%. При этом вторым кандидатом на селе стала Мария Швецова из «Тайны следствия» с 15% (против 19% у Штирлица и 6% у профессора Преображенского).

Интересно, что оба предпочтительных киногероя не являются лидерами симпатий современной молодежи. В возрастной группе 18-24 года Штирлица и профессора Преображенского назвали лишь по 4% респондентов, а в возрастной группе 25-34 года — 9% и 8% соответственно. Выбором двух самых младших возрастных групп стал Данила Багров с 31%, на втором месте — Саша Белый («Бригада») с 24%, на третьем — Валерий Харламов («Легенда номер семнадцать») с 22%.

Выводы

1. Умный силовик (Штирлиц) продолжает оставаться в российском массовом сознании самым устойчивым кинообразом с позитивными политическими коннотациями. Отчасти это можно объяснить сохраняющейся востребованностью качеств, которые воплощает герой Вячеслава Тихонова.

2. Отчасти лидерство Штирлица объясняется работой СМИ, которые на протяжении последних двадцати лет воспроизводили связь между Штирлицем и Путиным. Многие респонденты выбирают в качестве главы государства Штирлица, потому что действующий российский президент обладает качествами, соответствующими идеальному политику/политическому лидеру. Произошла своеобразная инверсия: если в 1999 году Путин выглядел предпочтительным кандидатом, поскольку был похож на Штирлица, то в 2019 образ Штирлица остается актуальным, потому, что его реализует самый популярный политик страны — Путин.

3. Рост популярности профессора Преображенского, прежде всего в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках (в опросе ВЦИОМ в 1999 году он набрал всего 3%), демонстрирует формирование в обществе запроса на политика нового типа:

— успешный и умудренный жизнью человек дела; 

— он находится во враждебном социальном окружении;
 
— он подходит к этому окружению остро критически;
 
— он демонстрирует развитое чувство здравого смысла и иронии;

— он не боится высказывать свое мнение открыто, как и не скрывает своего критического отношения к положению дел в стране.

4. Усиление политических коннотаций кинообраза профессора Преображенского можно объяснить наличием в российском обществе значительной группы избирателей, которая недовольна положением дел в стране, готова критиковать происходящее в России, но при этом адаптировалась к ситуации и не готова делать что-то большее. Преображенский — отнюдь не революционер, а ворчун, резонер-конформист, при этом социально успешный и состоявшийся профессионально.

5. Российский кинематограф за последние 20 лет (с момента выхода на экраны фильма «Брат-2») не создал впечатляющих образов современников, которые могли бы рассматриваться как ролевые модели для политиков. Налицо дефицит таких ролевых моделей.

Полный текст исследования доступен на сайте Центра политической конъюнктуры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *