Политика американского президента объективно дает тот же результат на военно-политическом треке, который имеет политика глобализации на финансово-экономическом
История с явлением Дональда Трампа народу началась, как известно, с того, что значительная часть западной и, прежде всего, американской промышленности откочевала в Китай и прочие далекие восточные страны. А вслед за ней потянулась туда же и западная торгово-финансовая система. Испуг по поводу утраты почвы под ногами сделался за океаном настолько всеобщим, что Трамп, с его духоподъемным лозунгом «Сделаем Америку снова великой!», немедленно получил всеамериканский вотум доверия.
Потом началась не менее знаменитая антитрамповская кампания травли со стороны так называемых «глобалистов», которых все в восточном варианте устраивало и коим совершенно не хотелось делать Америку снова великой.
Отсюда, за прошедшие с тех пор три года, в мире сложилось популярное мнение о такой себе непримиримой борьбе противоположностей в Америке. С одной стороны изоляциониста-американиста Трампа и его последователей. А с другой столь же упертых глобализаторов, для которых «Где хорошо, там и родина».
Однако, так ли это на самом деле? И не слишком ли рано мы позабыли о том, что «противоположностям», согласно никем не опровергнутой диалектике, свойственны не только борьба, но и единство?
А если сформулировать тему еще более конкретно, то не время ли призадуматься над вопросом – а так ли уж далеки эти два западных полюса друг от друга? Или перед нами то самое неразрывное единство противоположностей, о котором писали еще мыслители эпохи Возрождения?
И действительно – каков основной смысл движения производительных сил и капиталов Запада в восточном направлении, которое стало основным смыслом глобальных экономических перемен последних 20 лет? Ставших, в свою очередь, предпосылкой глобализации экономики. Очевидно, что этот смысл заключается именно в том, о чем публично сожалеет тот же Трамп – в ослаблении традиционных западных центров финансово-экономического могущества. Что, в конечном счете, влечет утрату глобального геополитического доминирования Запада. В этом он видит главную угрозу того самого глобализма.
Однако зададимся вопросом – а что в это же время делает сам Трамп и его администрация? С оной стороны, они, конечно, вроде бы пытаются противостоять опасному для Америки моровому поветрию глобализации путем возвращения экономики и финансов под американские знамена. Кое-что у них получается, но не так, чтобы очень. Вырвать обратно из цепких когтей новых восточных тигров, однажды уплывшие туда производства и неплохо обустроившиеся там финансовые центры Запада, задача, мягко говоря, не из легких. Хотя, конечно, разговоров о грандиозных успехах на этом поприще в Америке, выше крыши. Особенно накануне выборов.
Тем не менее, можно уверенно утверждать, что примерно 90% этой энергии выделяется в виде пропагандистского пара. Так что мера угрозы глобализму с его восточным флюсом со стороны Трампа представляется весьма преувеличенной.
Но, может быть, он делает Америку снова великой каким-то иным способом? Собственно, гадать тут особо нечего. Поскольку кроме становящихся все более дефицитными финансово-экономических возможностей, на руках у Белого дома остаются разве что военно-политические козыри.
И тут, казалось бы, Трамп мог развернуться, для укрепления глобального доминирования США, в полную силу мускулов Пентагона. Тем более, что именно военно-политический контроль над миром является главным залогом американской экономической успешности в торговле с другими регионами. И сильно заблуждается тот, кто видит чистую случайность в том, что основными покупателями, например, продукции военно-промышленного комплекса, этого главного кластера реальной экономики США, являются именно те страны, которые находится под непроницаемым для внешних сил колпаком американского силового контроля. И те же страны менее всего в мире являются покупателями всевозможных ресурсов из альтернативных источников. Например, из той же России.
Маленький, но яркий пример. В настоящее время российские товары гражданского назначения успешно поставляются в сербский анклав лоскутного государства Боснии и Герцеговины. Но практически не поставляются в хорватский и мусульманский регионы той же державы, находящиеся под контролем США и Евросоюза. То же самое справедливо и для всего мира в целом.
Казалось бы, сам американский Бог велел Дональду Трампу бросить все свои силы на закрепление и продвижение по всему миру рубежей военно-политического контроля Америки – как одного главных залогов экономической успешности этой страны.
Но что мы видим на самом деле? Практически все происходит с точностью до наоборот! Все три года правления нынешнего президента, были временем хронических провалов и неудач США именно на военно-политическом треке. Причем эти фатальные для американского величия и мирового господства «фэйлы» постоянно усиливались и становились все более необратимыми, вплоть до того, что сегодня дело дошло уже до форменной геополитической катастрофы США в Сирии.
И еще одно немаловажное обстоятельство. Складывается такое впечатление, что все военно-политические авантюры трамповой администрации за рубежом организуются и разыгрываются по заведомо самым проигрышным и наиболее позорным для США сценариям. Именно в расчете на максимальный негативный для этой страны психологический эффект в мире. Достаточно вспомнить регулярные и предельно громогласные американские военные «наезды» на различные страны мира – КНДР, Венесуэлу, Иран, Сирию и т.д., которые неизменно заканчивались грандиозным пшиком.
К чему бы субъективно не стремился Дональд Трамп, объективно он обеспечивал, таким способом, именно стратегическое отступление Америки в мировом масштабе. Сначала военно-политическое, а затем, что неизбежно — сворачивание их финансово-экономического присутствия.
Необратимость таких последствий его политики очевидна уже сегодня, когда российского лидера Владимира Путина, практически одновременно с таким же демонстративно-позорным бегством американцев из Сирии принимают с королевскими почестями в ключевых экономических центрах Ближнего Востока. А страны Африки с небывалым энтузиазмом выстраиваются в очередь за российской благосклонностью.
Таким образом, по факту и независимо от трамповых лозунгов, его администрация точно так же работает на ослабление США в военно-стратегическом смысле, как транснациональные корпорации в финансовом и производительном.
Отсюда возникает вопрос – а такая ли уж большая разница между первыми и вторыми? И не являются ли они теми самыми «противоположностями», то есть двумя сторонами одного и того же процесса, для которого куда больше свойственно единство, нежели борьба?
Не исключено, что именно поэтому Дональд Трамп, несмотря на свой демонстративный фрондерский радикализм, до сих пор живой и здоровый. И вряд ли когда-нибудь разделит злую судьбу Джона Кеннеди. Именно поэтому ему на предстоящих выборах «противопоставляют» не молодого и энергичного соперника (Америка вдруг оскудела на фотогеничных мачо?), а явную «боксерскую грушу» в виде старика Байдена, у которого нет ровно никаких шансов .
Похоже, что это реально две стороны одной и той же медали. Каждая из которых в равной мере необходима нынешнему глобалистскому интернационалу для более плавного вхождения Америки и всего Запада в новый формат мироустройства. Главным содержанием которого будет не традиционное противоборство государств и межгосударственных блоков, но именно глобальная и безраздельная власть транснациональных мировых элит.
Юрий Селиванов, специально для News Front
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки