Вильнюс хочет с Белоруссией «высоких отношений», но без Лукашенко

Вильнюс хочет с Белоруссией «высоких отношений», но без Лукашенко
Вильнюс хочет с Белоруссией «высоких отношений», но без Лукашенко

Ни официальный Вильнюс, ни местная историческая наука никогда не скрывали, что главное достоинство дипломатии Литвы состоит в умении лавировать. Не только не скрывают, но и гордятся этим. Сейчас, например, литовский дипломатический корабль сквозь бурные геополитические волны собрался лавировать к берегам соседней Белоруссии.

В бытность президента Д. Грибаускайте все связи с Белоруссией ввиду ее, Белоруссии, безнадежной зависимости от России, были прекращены. Но новый президент Г. Науседа настроен более оптимистично и начал лавирование.

Во-первых, он заявил: «Нельзя отрицать, что сегодня Белоруссия борется за свою самостоятельность». «Хоть иногда со стороны создается впечатление, что всё там решено, но я так не думаю. Разговоры о едином союзном государстве (с Россией. — Ред.) слышны уже 20 лет, но каким-то образом его до сих пор нет», — поделился литовский президент своим оптимизмом. Поэтому, по мнению Г. Науседы, «Литва и Евросоюз заинтересованы и должны стремиться к тому, чтобы Белоруссия сохранилась самостоятельным государством со своими границами, своей культурой, со своими государственными целями».

Во имя этой высокой общей цели президент Литвы готов даже вести с Белоруссией диалог, несмотря на расхождения по многим вопросам и даже на строящуюся как на дрожжах по соседству с Литвой БелАЭС.

«Мои усилия будут направлены на то, чтобы понемногу, с учетом всех различных мнений, несогласия из-за БелАЭС, мы завязали нормальный человеческий контакт», — поделился благими планами Г. Науседа. И тут же обозначил свой первый шаг в сторону «человеческого контакта» с соседней страны, на транзитных грузах которой держится в принципе всё благополучие литовского Клайпедского порта.

В качестве первого «осторожного» шага к «человеческому контакту» президент Литвы предложил позвать Белоруссию в ноябре этого года в Вильнюс на церемонию перезахоронения останков участников восстания против Российской империи, случившегося на территории нынешних Литвы, Польши и Белоруссии в XIX веке. Это нормально для Литвы – использовать против России любую возможную (да и невозможную) историческую дату. В свое время Д. Грибаускайте призывала президента Венгрии вспомнить литовско-венгерское боевое братство в Ливонской войне против России.

Но вот лавирование, причем очень самобытное, можно сказать, почти этнографическое, литовской дипломатией берется на вооружение довольно редко, в исключительных случаях. В отношении соседней страны Г. Науседа им воспользовался, предложив «в приглашении не детализировать, кто конкретно из официальных лиц Белоруссии приглашается».

Такую тонкость, как говорится, «не только лишь все» могут понять, поэтому на следующий день после интервью офис президента Науседы уточнил для тех, кто столь тонкое искусство лавирования не понимает и не ценит: «Общаться с Белоруссией не обязательно означает приглашать А. Лукашенко».

Лавировать, конечно, можно сколь угодно долго, но сумеет ли Литва в конце концов вылавировать?..

Наш корр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *