США и Китай подписали соглашения на астрономическую сумму – более 250 млрд долларов. Большинство контрактов предполагают рост американского экспорта в КНР. При этом ряд контрактов могут нести угрозу для российско-китайских проектов.
Трамп часто обвинял КНР в нечестной торговой конкуренции. Американский президент, находясь пару дней назад с визитом в Японии, поклялся построить «свободную и открытую зону Индийского и Тихого океанов». О свободной конкуренции он говорил и на саммите АТЭС во Вьетнаме. Трамп не скрывает и того, что США будет опираться на демократических союзников в регионе, чтобы противостоять возвышению Китая.
В то же время, Трамп не только президент, но и бизнесмен. А потому говорит о Китае, как о ключевом игроке и даже восхищается китайским лидером. После того как Си Цзиньпина избрали генсеком Компартии, Трамп сказал: «Некоторые могут назвать его королем. А я думаю, он очень хороший человек». Китайцы тоже выказывали высокому гостю достаточно почестей, называя встречу двух лидеров «государственным визитом плюс».
Стоит задуматься: насколько плотно две державы намерены взаимодействовать? Не может ли стать реальностью идея дуумвирата – руководства миром Америкой и Китаем, которую выдвигал бывший советник президента США Збигнев Бжезинский.
Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин в беседе с «Независимой газетой» отметил: «На XIX съезде КПК было заявлено о претензиях Китая на мировое лидерство. Это прямой вызов Штатам. Китай уверен, что в состоянии догнать и перегнать США. Очевидно, что по мере усиления национальной мощи Китая его соперничество с США будет обостряться. Их борьба будет занимать все большее место в мировой политике. Раньше в подобное соперничество были втянуты США и СССР. Теперь можно говорить о новом соперничестве двух сверхдержав». По словам Ларина, судя по всему в одних регионах мира будет сильным влияние США, в других – Китая: «Экономические разногласия будут разрешаться мирным путем. Слишком тесны экономические связи и слишком велики риски потерь в случае конфликта».
Стремление Китая к большей геополитической роли в мире не ускользает от США, и неудивительно, что американская элита намерена увеличить вес своего бизнеса в Поднебесной. Цифра, о которой говорят сегодня все СМИ — 253 миллиарда долларов. Именно ее назвал министр коммерции Чжун Шань 9 ноября, раскрыв тайну, на какую именно сумму было подписано соглашений между двумя странами.
В ходе избирательной кампании, еще год назад, Дональд Трамп подчеркивал, что США покупает в разы больше китайских товаров и услуг, нежели продает свои в КНР. Торговый дефицит составляет около 300 миллиардов долларов в год. Трамп не скупился на эпитеты, заявляя, что Китай «насилует» американскую экономику. Правда, вину он возлагал на своих предшественников, прежде всего, Барака Обаму, а вовсе не китайцев, которые с успехом для себя воспользовались рыночной конъюнктурой. Теперь США намерены взять реванш.
Пока большая часть из указанной выше суммы — «соглашения о намерениях». Но есть там и действительно важные сделки.
По данным телеграмм-канала «Рисовая лапша», подписан пакет соглашений между государственной компанией Alaska Gasoline Development и штатом Аляска, с одной стороны, и Sinopec, China Investment Corp и Bank of China о закупке сжиженного газа. Объем поставок, предусмотренный данными соглашениями — не менее $10 млрд. в год (с 2024-25 года).
Китай наращивает закупки сжиженного газа по всему миру, в том числе и в России. Кстати, в январе 2014 года «НОВАТЭК» закрыл сделку по продаже 20% ОАО «Ямал СПГ» Китайской национальной нефтегазовой корпорации. Большая часть, правда, идет из Катара и Австралии, поэтому, следует признать, что компания из Аляски становится и конкурентом российского «Ямала».
Канал сообщает и о соглашении между «Боингом» и «Авиационной компанией Китая» на поставку 260 узкофюзеляжных Boeing-737 и 40 широкофюзеляжных Boeing-787 и Boeing-777 стоимостью 37 млрд. долларов. Известно, что Китай вместе с Россией ранее договорились разработать и построить собственный широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет CR929, который должен составить реальную конкуренцию самолетам Boeing и Airbus в этом классе. Но этот проект явно меньше по объему, нежели американская сделка. По последнему прогнозу Boeing, до 2036 года Китаю потребуется более 7,2 тыс. новых самолетов общей стоимостью 1,1 трлн долларов. А свой первый полет российско-китайский самолет совершит только в 2025 году. Предполагается, что до 2045 года будет продано 800–1000 самолетов CR929. Так что впереди у американцев девять лет благоприятных условий.
Еще на 3,5 млрд долларов заключена сделка China Datang с General Electric, которая поставит китайцам двигатели и газовые турбины на сумму $3,5 млрд.
Интерес также представляют соглашения об импорте в КНР автомобилей Tesla, соглашение о намерениях Ford Motor с китайской компанией Anhui Zotye (американцы инвестируют 754 млн долларов в разработку автомобилей, которые будут продаваться на китайском рынке), протокол о намерениях по экспорту соевых бобов из США в Китай на сумму до 5 млрд долларов, контракт на покупку американской говядины и свинины в следующие три года на 1,2 млрд долларов. China Energy Investment Corporation инвестирует $83,7 млрд в добычу и переработку сланцевого газа в Западной Вирджинии, China Investment Corporation создает совместный инвестиционный фонд с Goldman Sachs на $5 млрд. Целью фонда, кстати, будет поддержка именно американских проектов.
Возникает вопрос, кто кого намерен задушить в объятиях и возможен ли политический союз на базе многомиллиардных проектов двух стран?
Аналитик Кирилл Яковенко из «Алор Брокер» считает, что судя по тем соглашениям, которые подписаны, Трамп добился, что США серьезно нарастят экспорт своих товаров в Китай. Потому что в основном договоры касаются заказов американской продукции китайскими компаниями, а не наоборот. Учитывая, что Китай наторговывает с США на 600 млрд долларов, дополнительные 253,4 млрд долларов – это весьма существенный рост.
«Это пример работы хорошо отлаженной лоббистской системы, которой славится американская внутренняя и внешняя политика», – добавляет Яковенко.
Для примера, торговый оборот между Россией и США составляет всего 20 млрд долларов. «Торговля с нами никогда и не была в приоритете у США, а на фоне санкций ситуация осложнилась еще больше», – говорит директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.
«США хотят увеличить свое влияние на мировой арене. В этом отношении им важно заручиться поддержкой Китая – локомотива мировой экономики. Это может произойти через экономическое сотрудничество – поставки СПГ, продажу самолетов, вооружения и т. п.», – объясняет геополитическую подоплеку рекордных контрактов Роман Ткачук из «Альпари».