Происходящий на наших глазах большой «распил» бюджета» под кодовым названием «цифровая экономика» вступает в новую фазу. Столкнувшись с массовым нежеланием верующих и просто думающих людей попадать в «электронный концлагерь» а банков—вкладываться в дорогостоящее оборудование для снятия биометрии, борцы за цифровизацию пытаются, с одной стороны снять ограничения, существующие в ФЗ о персональных данных, а с другой – оцифровать самых беззащитных – детей.
Как пишут СМИ, Минкомсвязи готовится внести в Думу ряд законопроектов направленных на изменение ФЗ О персональных данных. Так, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексей Волин заявил ТАСС «В ближайшее время нам вообще необходимо будет пересмотреть, что в себя включают и что под собой подразумевают персональные данные. Потому что современная регуляторика в области персональных данных в принципе делает невозможным колоссальное количество очень полезных и нужных сфер деятельности» Рискнем предположить, что больше всего министерству мешают положения закона о персональных данных которые требуют обязательного согласия субъекта этих данных на их использование кем-либо, а также запрет на хранение разнородных данных в одной базе.
Впрочем, пока в открытых источниках есть только менее радикальные законопроекты об обезличивании ПД в соответствии с требованиями и методами Роскомнадзора.
Первый законопроект наделяет оператора ПД возможностью обезличить ПД человека и возможностью издавать документы, регулирующие это обезличивание. До этого понятие «обезличивание» встречалось в ФЗ «О ПД» всего четыре раза, причем указывалось, что в понятие «обработки ПД» в т.ч. входит и обезличивание. Не совсем понятно, зачем это прописывается отдельно. Судя вот по этой формулировке из текста закона: «Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом». Фактически обезличивание приравнивается к уничтожению «электронной личности» (что может быть важно для трансграничного распространения любых глобальных обезличенных данных, в рекламных целях и т.д.) Второй документ — административное наказание для оператора, не выполняющего обязанности по обезличиванию (чтобы по данным нельзя было идентифицировать конкретных людей) –что, в общем-то, неплохо.
Между тем, законы законами, а процесс оцифровки населения России продолжается. Так, сегодня утром пресс-служба Общественного уполномоченного по защите семьи распространила заявление о том, что в школах страны под соусом борьбы с терроризмом внедряются электронные карты для прохода детей в школу. На эти же карты могут устанавливаться приложения, позволяющие оплачивать завтрак в школьном буфете (в ряде школ введение таких карт сочетается с отменой наличного расчета в школьном буфете –что само по себе несет ювенальные риски: социальные службы и комиссии по делам несовершеннолетних смогут по этим картам контролировать как питается ребенок) и др., вплоть до электронного дневника и медицинской карты.
Причем навязывание такого электронного паспорта ребенка происходит без какого бы то ни было желания родителей: по сообщению Общественного уполномоченного, «в ряде школ такие системы были установлены ранее в пилотном порядке. В ближайшее время «отстающие» школы догонят пилотные. В частности, в С-Петербурге, в предстоящие неделю-две родителям на родительских собраниях будут навязывать в безальтернативном порядке подписание заявлений на получение соответствующих карт. Под предлогом удобства в эту карту введут также функцию оплаты в столовой школы. Портал образования в Приморском районе С-Петербурга сообщает родителям: «Рекомендуется объяснить ребенку, что карта — это его личный кошелек и паспорт (!!!), поэтому с ней надо быть предельно аккуратным, не терять ее и не баловаться с ней».
На карте приводятся фамилия, имя ребенка и его код. Вот такое плавное движение в сторону замены паспорта на карточку с личным номером.»
Еще дальше в вопросах оцифровки детей пошли московские власти. Так, на официальном сайте мэра Москвы говорится: «Забрать ребенка из детсада можно будет только (!) по электронной карте» При этом детей бессовестно втягивают в разные конкурсы с целью определения дополнительных направлений использования этой электронной карты , и таким образом, «руками детей» продвигают электронный концлагерь.
Общественники констатируют: «Как показывает опыт, сначала электронные системы контроля в школе устанавливаются, а потом родителей ставят перед фактом: либо пишите согласие на эту систему, либо прощайтесь со школой. Иногда родителей просят написать заявление на выдачу карты уже после ее выпуска. Такое выкручивание рук незаконно!» Всем, кто не желает тотального контроля над своими детьми со стороны посторонних лиц, правозащитники настоятельно рекомендуют заявить о своих правах и отказаться от получения карт и от подписания заявлений на выпуск карт прямо на родительском собрании. Для этого стоит учесть нижеприведенные аргументы и сообщить их в школе. Кроме того, важно всем массово написать соответствующие жалобы в администрацию своего региона, в Рособрнадзор, в Генпрокуратуру, в Минпросвет примерно такого содержания:
Министру просвещения Васильевой О.Ю.
Уважаемая Ольга Юрьевна!
Требуем прекратить тотальное безальтернативное внедрение электронных турникетов на входе в школы, а также электронных карт «проход/питание» как незаконных в связи со следующим.
При внедрении указанных систем под предлогом «борьбы с терроризмом» родителей ставят перед фактом: либо пишите согласие на эту систему, либо прощаетесь со школой. Такие действия грубо нарушают закон.
1) Ссылка на защиту от терроризма с помощью систем электронного контроля на входе в школу –голословный, абсолютно необоснованный аргумент. Очевидно, никакой турникет от вооруженного нападения не защитит. Система электронных карт ни в коей степени не отменяет риск проникновения в школу человека с оружием, вне зависимости от того, является ли он хозяином карты. По официальным данным установка системы электронного входа на одну школу составляет около миллиона рублей. В масштабах страны – это миллиарды. В случае бюджетного финансирования следует говорить об откровенно нецелевом расходовании средств. В случае небюджетного финансирования следует ставить вопрос о необходимости проверки правоохранительными органами целей деятельности лиц, за свой счет оплачивающих сомнительные новшества.
2) Навязывание электронных карт «проход»/ «питание» в школах следует юридически оценивать как навязывание услуг и принуждение к совершению сделки. Подобные действия противозаконны. Характерно, что замена испорченных или утраченных электронных карт и ряд иных функций должны оплачиваться из кармана родителей. Внедрение электронных систем входа/выхода, очевидно, преследует в т.ч. цели обогащения изготовителей и операторов системы, а не безопасности, которую они НЕ обеспечивают.
С учетом того, что родителям в школе угрожают недопуском в здание детей, на которых не оформлена электронная карта, подписание документов несогласным родителем в таких условиях следует квалифицировать как совершение сделки под влиянием угрозы – такие сделки являются недействительными согласно ст. 179 Гражданского кодекса РФ.
3) Навязывание электронных карт «проход»/ «питание» в школах принуждает родителей против их воли к автоматизированной обработке персональных данных детей, что является нарушением п. 1 ст. 9 ФЗ РФ № 152-ФЗ «О персональных данных», согласно которому «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным».
4) Детальные персональные данные ребенка с его электронной карты, в частности, сведения о времени входа ребенка в школу, выхода из нее, данные о том, когда, чем и за какую цену ребенок питался в школе, становятся доступны с карты третьим лицам.
Во-первых, такой сбор информации через карту в ситуации принуждения к ее получению следует расценивать как грубое нарушение неприкосновенности частой жизни (статьи 23 Конституции РФ).
Во-вторых, с учетом массового внедрения электронной системы в школах и общеизвестного все возрастающего числа кибератак подобная система подрывает частную жизнь граждан в масштабах государства, соответственно, представляет собой угрозу нацбезопасности.
В-третьих, данные с электронных карт могут быть доступны т.н. субъектам профилактики безнадзорности, которые при желании информацию по любому ребенку истолкуют как угрожающую его «благополучию» и вмешаются в семью (вплоть до разрушения семьи и отобрания детей).
5) С учетом угроз силового недопуска детей, родители которых откажутся от электронных карт в школы, следует говорить о наличии в действиях организаторов системы признаков состава преступления, предусмотренного статьей 179 Уголовного кодекса РФ «Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения».
6) В силу закона родители школьников имеют полное право отказаться от электронной формы любых госуслуг. В связи с чем навязывание электронных карт как единственного способа доступа ребенка в школу следует признать незаконным.
Согласно п. 6 ст. 4 ФЗ РФ от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — ФЗ № 210-ФЗ) принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является «возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».
В п. 3 ст. 5 ФЗ № 210-ФЗ сказано, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на «получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 210-ФЗ «органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя».
7) Навязывание электронных карт «проход»/ «питание» в школах грубо нарушает право детей на образование. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ всем гражданам России гарантируется общедоступность и бесплатность общего и среднего профессионального образования в государственных образовательных организациях. Ни один закон не закрепляет возможность ограничений в образовании при отказе от электронной формы государственных услуг или от автоматизированной обработки персональных данных обучающихся. Решение о выборе формы оказания государственных услуг граждане осуществляют в зависимости от своих убеждений, поскольку в ст. 24 Конституции РФ закреплено право каждого «иметь убеждения и действовать в соответствии с ними».
8) Система электронного пропуска в школу исключительно для детей грубо нарушает право родителей на воспитание, на представление интересов и на защиту детей (ст. 38 Конституции РФ, п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ), поскольку физически исключает возможность доступа родителей к ребенку в образовательном учреждении в случае необходимости.
По аналогичным причинам данная система нарушает право детей на обеспечение его интересов и на защиту со стороны родителей (п. 2 ст. 54, п. 1 ст. 56 Семейного кодекса РФ).
9) Система электронных турникетов на основном входе в школу существенным образом затрудняет выход учащихся из здания в случае пожаров или иных экстренных ситуаций, что может привести к панике и огромному числу жертв среди детей.
10) В случае, если внедрение системы турникетов сопровождается также оборудованием системы видеораспознавания лиц (для сопоставления входящих людей со списком и фото лиц в базе) следует говорить о нарушении ст. 11 ФЗ РФ от 27.07.2007 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», поскольку сканирование лица любого человека является обработкой биометрических персональных данных и возможно только с добровольного (а не принудительно подписанного) письменного согласия субъекта персональных данных или его законного представителя.
В связи с вышеизложенным требуем:
1) отказаться от внедрения электронных турникетов на входе и от электронных карт «проход»/ «питание» в образовательных организациях,
2) отказаться от внедрения биометрических камер распознавания лиц в образовательных организациях,
3) гарантировать право доступа в образовательные организации без электронных карт, без сдачи биометрических данных участниками образовательного процесса,
4) гарантировать возможность питания детей в образовательных организациях без применения электронной карты «проход» / «питание».
______________________________________________
АДРЕСА ОТПРАВКИ ПИСЕМ:
1) Написать Губернатору С-Петербурга Геннадию Сергеевичу Полтавченко https://www.gov.spb.ru/gov/elektronnaya-priemnaya-pre/
2) Написать Председателю Комитета образования С-Петербурга Жанне Владимировне Воробьевой https://letters.gov.spb.ru/ , можно также сделать звонок и высказаться устно (417-34-54, 576-18-10, 576-28-44, 576-18-54, 576-20-19)
3) Написать Министру просвещения О.Ю. Васильевой http://services.government.ru/letters/
4) Написать Руководителю Рособрнадзора Сергею Сергеевичу Кравцову http://obrnadzor.gov.ru/ru/open_government/reception/
5) Написать Генеральному прокурору Юрию Яковлевичу Чайке https://genproc.gov.ru/contacts/order/
В письме прокурору стоит указать номер школы, где поставлен электронный турникет, а в конце (в просительной части) письма (после слов «В связи с вышеизложенным требуем») написать так: «принять меры прокурорского реагирования против внедрения электронных турникетов на входе и от электронных карт «проход»/ «питание» в образовательных организациях».
РИА Катюша
Учредитель ООО Реалист Главный редактор Цыганов А.Б.
адрес электронной почты редакции; katyusha.info@mail.ru