«Урановый бунт» на Иссык-Куле

«Урановый бунт» на Иссык-Куле
«Урановый бунт» на Иссык-Куле

После возобновления протестов против разработки урана на месторождении Таш-Булак в Иссык-Кульской области власти Киргизии оказались в сложном положении. Игнорировать мнение местного населения нельзя. Но если пойти на его требования и запретить добычу урана, республика может лишиться инвестиций, а также потерять имидж надежного партнера в глазах зарубежных инвесторов.

Выступления против разработки урановых месторождений в Киргизии наблюдались еще осенью прошлого года. В конце ноября стало известно, что некоторые жители села Кок-Мойнок Тонского района Иссык-Кульской области выступили против освоения расположенных на их территории залежей урана. Свою позицию они мотивировали негативными последствиями добычи урана для окружающей среды: разрушением пастбищ, гор и засорением всей окружающей территории, а также расположенного неподалеку озера Иссык-Куль радиоактивными отходами, что нанесет непоправимый вред экологии, сельскому хозяйству и туристическому бизнесу. В итоге власти создали межведомственную комиссию, которая вроде ситуацию урегулировала.

Но весной этого года протесты против добычи урана возобновились с новой силой. Против разработки месторождения выступила часть жителей Тонского района и города Балыкчи.

В конце апреля в интернете начался сбор подписей против добычи урана, инициированный пользователем с ником Анна Хоменко. В тексте петиции отмечается, что Иссык-Куль – это биосферная территория, границы которой совпадают с Иссык-Кульской областью. А разработка урана будет влиять на грунтовые и поверхностные воды, что неизбежно приведет к загрязнению окружающей территории. Стоимость возврата территории в изначальное или приблизительно изначальное состояние составляет от 5 до 10 стоимостей проекта. То есть доходы от добычи урана не покроют никакие затраты, что, по логике авторов петиции, лишает проект всякого смысла. По состоянию на 5 мая петицию уже подписали более 30 тыс. человек.

Лицензией на разработку уранового месторождения на территории Кызыл-Омполского месторождения, согласно данным Госкомитета промышленности, энергетики и недропользования Киргизии, владеет ОсОО «Юразия в Кыргызстане». Расположено месторождение в Кочкорском районе Нарынской и Тонском районе Иссык-Кульской областей. Площадь месторождения – 42,4 тыс. га. Лицензия на разработку месторождения, полученная в 2010 г., действует до 2020 г. Учредителями компании являются четыре физических и два юридических лица – Azarga Resources Limited, которая является дочерним предприятием канадской компании Azarga Uranium Corp., и ОсОО Urasia Mining Company, которая иностранных учредителей не имеет. По данным самой Azarga Uranium Corp., ей принадлежит 70% Омполского месторождения.

«Урановый бунт» на Иссык-КулеНа урановом месторождении Кызыл-Омпол, апрель 2019 г.

Власти Киргизии, имеющей богатый опыт революций, народных выступлений и протестов, отреагировали на новые протесты довольно оперативно. 22 апреля премьер-министр республики Мухаммедкалый Абылгазиев распорядился остановить все работы по добыче урана на Кызыл-Омполском месторождении вплоть до завершения экологической экспертизы. С целью ее проведения еще 18 апреля была образована межведомственная рабочая группа, которая должна провести тщательный анализ воздействия проекта на окружающую среду. По ее итогам и будет принято решение о дальнейшей судьбе проекта.

«Если будет установлено, что деятельность на урановом месторождении может нанести вред здоровью людей и экологии, мы должны отказаться от разработки месторождения, – подчеркнул М. Абылгазиев. – Если же выявится, что таких рисков нет и технологический процесс будет полностью безопасным, то должно быть принято другое решение, исходя из итогов работы комиссии».

Руководство республики в связи с экологическими протестами оказалось в непростом положении. С одной стороны, игнорирование мнения местного населения грозит беспорядками, которые могут негативно отразиться на рейтингах и популярности действующих властей. С другой стороны, никакими другими промышленными месторождениями полезных ископаемых, кроме металлов, Киргизия не располагает. И одна из немногих возможностей привлечь иностранные инвестиции, пополнить бюджет и создать новые рабочие места – это отдать их в разработку зарубежным компаниям, располагающим необходимыми финансовыми, технологическими и кадровыми ресурсами. Если же их деятельность будет прекращена из-за экологических протестов, это негативно повлияет на имидж Киргизии в глазах инвесторов и затруднит привлечение зарубежных инвестиций в будущем.

Политика Бишкека по отношению к зарубежным инвесторам и ранее вызывала у них  вопросы. По словам руководителя «ЮрАзии в Кыргызстане» Светланы Менг, в настоящее время компания является одним из крупнейших налогоплательщиков Тонского района Иссык-Кульской области. С 2012 г. в геологоразведку было инвестировано более 271 млн. сомов. Кроме того, 23 млн. сомов было выплачено в Соцфонд Киргизии и еще 10 млн. сомов в качестве налогов. Помимо этого, компания выплатила более 32,2 млн. в Кок-Мойнокскую сельскую управу Тонского района и 13,3 млн. – в Семизбельскую сельскую управу Кочкорского района в качестве платы за удержание лицензии. При этом летом прошлого года власти решили заново пересчитать плату по лицензии за семь предыдущих лет и насчитали компании дополнительно полмиллиона долларов платежей. Все это может привести к тому, что канадцы как основные инвесторы по геологоразведке будут вынуждены уйти из Киргизии.

Очевидно, что заявление руководителя «ЮрАзии в Кыргызстане» представляет собой не что иное, как пиар-ход, направленный на защиту бизнес-интересов компании. Но негативные последствия отзыва лицензии на разработку месторождения Таш-Булак очевидны. Никто из инвесторов вкладываться в него уже не захочет, и республиканский бюджет понесет в результате большие потери. Не случайно премьер-министр М. Абылгазиев на заседании Жогорку Кенеша 24 апреля заявил, что в связи с конфликтной ситуацией на Кызыл-Омполе власти республики обратятся за консультациями к международным экспертам, включая Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Его заключение можно будет использовать в качестве аргумента как в ходе диалога с местным населением, так и с подрядчиком. Правда, если заключение все-таки будет отрицательным, инвестиции, налоги и зарплаты никто уже не вернет.

По утверждению «ЮрАзии в Кыргызстане», никакой угрозы экологии и здоровью местного населения добыча урана на Кызыл-Омполе не несет. Компания, как заявила С. Менг, выбрала самую безопасную технологию, не предусматривающую использования химии, взрывов и хвостохранилищ, загрязняющих окружающую среду. Наоборот, добыча урана позволит очистить территорию, где снизится радиационный фон, а земля станет более плодородной. Экологическую безопасность проекта отмечает и Госкомитет промышленности, энергетики и недропользования Киргизии, который подчёркивает, что в ходе добычи не будут использоваться реагенты, а только техническая вода. После перечистки материала весь очищенный песок будет возвращен на прежнее место, которое будет рекультивировано. На территории месторождения будут восстановлены почвенный слой и пастбища. Что касается добытого урана, то он в виде песка будет отправлен в специальных контейнерах железной дорогой для переработки на Кара-Балтинский горнорудный комбинат.

Крайне любопытным является и то обстоятельство, что против разработки урана на Кызыл-Омполе наиболее активно выступает «Радио «Азаттык» – киргизская служба Радио «Свобода»/«Свободная Европа», которое, по сути, является американским СМИ. Деятельность «ЮрАзии в Кыргызстане» освещается им в преимущественно негативном свете, а сама компания названа российско-киргизской, хотя ни российских юридических лиц, ни граждан среди ее учредителей нет. Именно радио «Азаттык» наиболее активно освещало протесты местных жителей, чаще всего выбирая в качестве экспертов для комментариев настроенных наиболее непримиримо.

Причина такой информационной политики заключается, видимо, в том, что уран является стратегическим сырьем, используемым как в виде топлива для АЭС, так и для производства ядерного оружия. И усиления своих конкурентов американцы не хотят. А использование экологических протестов в политических целях – технология для США довольно обычная и многократно обкатанная в самых разных регионах мира.

__________________________

Фото https://rus.azattyk.org/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *