За демаршем прибалтийских режимов против салютов таятся симпатии к нацизму

За демаршем прибалтийских режимов против салютов таятся симпатии к нацизму
За демаршем прибалтийских режимов против салютов таятся симпатии к нацизму

Начиная с 10 апреля 2019 г., в Парке Победы на Поклонной горе в Москве в ознаменование 75-й годовщины освобождения ряда крупных советских и европейских городов от немецко-фашистских захватчиков гремят праздничные салюты. И так будет вплоть до 9 мая 2020 г. – всего будет дано 17 салютов. Есть смысл перечислить города, в память об освобождении которых фейерверками расцветится московское небо, поскольку взятие каждого из них было этапным событием, еще одним важным шагом к Великой Победе. Это – Одесса (10 апреля 1944 г.), Севастополь (10 мая 1944 г.), Минск (3 июля 1944 г.), Вильнюс (13 июля 1944 г.), Брест (28 июля 1944 г.), Каунас (1 августа 1944 г.), Кишинев (24 августа 1944 г.), Бухарест (31 августа 1944 г.), Таллин (22 сентября 1944 г.), Рига (13 октября 1944 г.), Белград (20 октября 1944 г.), Варшава (17 января 1945 г.), Будапешт (13 февраля 1945 г.), Братислава (4 апреля 1945 г.), Вена (13 апреля 1945 г.), Берлин (2 мая 1945 г.), Прага (9 мая 1945 г.).

Салюты осуществляются 12 залпами из 9 салютных установок и 18 артиллерийских орудий ЗИС-3 калибра 76 мм ровно в 22:00 по московскому времени.

Замечательная традиция, идущая от времен Великой Отечественной войны, когда 5 августа 1943 г.

в Москве был дан первый артиллерийский салют войскам, в ходе Курской битвы освободившим Орел и Белгород. А если говорить еще корректнее, то фейерверками военные победы отмечались еще в древности. Россия в этом деле – отнюдь не первооткрыватель, хотя и у нас эта традиция прижилась, как минимум, с XVII в.

Тем абсурднее протесты, которые скоординировано прозвучали на днях из столиц стран Балтии. Их власти не хотят, чтобы Москва праздновала даты освобождения Вильнюса, Таллина, Риги, а заодно и Каунаса от немецко-фашистских захватчиков.

«Речь идет о салюте на территории нашей страны. Непонятно, почему мы должны спрашивать, по какому поводу нам его проводить. Это какое-то новое слово», – откликнулась на эти протесты официальный представитель МИД России Мария Захарова. Демарш прибалтийских режимов, отметила она, «отражает абсурдную, кощунственную линию властей упомянутых государств», ведь речь идет о праздновании в будущем году юбилейной даты «величайшей в истории Победы над фашизмом», которую вместе с россиянами будут отмечать миллионы жителей планеты. А «эти салюты даются в честь людей, которых практически с нами не осталось. Многие погибли еще в те годы, отдавая свои жизни за свободу людей. Многие шли и воевали не за политические ценности, не за лозунги, а за то, чтобы у нашей планеты, в частности Европы, был шанс на мирную, спокойную жизнь. Именно в память об этих людях и будут даваться салюты».

М. Захарова обратила внимание журналистов и на то, какую причину для возражений выдвинули в прибалтийских столицах. Там неуместность московских салютов связывают и с 1944 г., а с заключенным 23 августа 1939 г. советско-германским пактом о ненападении, который якобы дал старт Второй мировой войне, а также последовавшему вскоре присоединению прибалтийских республик к СССР – по терминологии тамошних идеологов, «оккупации».

Так, вызванному по этому случаю в МИД Латвии советнику-посланнику посольства РФ в Риге Вадиму Васильеву было заявлено, что власти страны категорически осуждают «царящие в последнее время в России попытки оправдать совершенные Сталиным и Гитлером совместные преступления, в том числе заключение пакта Молотова–Риббентропа». Освобождение столиц балтийских республик в Москве, заявили в МИДе, будет отмечаться в 80-ю годовщину заключения пакта, а потому запланированный салют «латвийская сторона считает неприемлемым и недружественным действием». «Приветствуя разгром нацизма, напоминаем миру, что восстановление свободы и независимости Латвии, Литвы и Эстонии произошло на 45 лет позже, поскольку вхождение Красной армии означало восстановление советской оккупации», – заключили в дипведомстве. 

Как видим, концепция «оккупации», которую активно отстаивают прибалтийские власти, позволяет им не только осуждать пакт Молотова–Риббентропа, но и отрицать факт освобождения этих стран Красной армией от немецкой оккупации. Оказывается, в 1944-м никакого освобождения не было, просто один оккупационный режим сменился другим, возвратившимся с приходом Красной армии.

Кощунственность линии властей упомянутых государств состоит в забвении подвига десятков тысяч советских солдат, павших на земле Прибалтики при изгнании отсюда вермахта. На это, в частности, обратили внимание в российском посольстве в Литве, подчеркнув, что для Москвы «неприемлем столь деструктивный подход Вильнюса, искажающий нашу общую историю и умаляющий память тысяч советских военнослужащих, отдавших свою жизнь за освобождение Литвы от нацизма и похороненных на литовской земле». В посольстве РФ в Риге также отметили, что «почтить память советских солдат, спасших мир от “коричневой чумы”, – наш долг».

Как ни горько говорить, но отсутствие элементарной благодарности армии, изгнавшей нацистов, это еще полбеды. «Приветствуя разгром нацизма…» – это не более, чем фигура речи в устах прибалтийских политиков. На самом деле все три балтийские страны демонстрируют откровенную симпатию к гитлеровскому режиму, прислуживавшим ему местным нацистам и сегодняшним наследникам коллаборантов.

За примерами далеко ходить незачем. Вот самый свежий. Представители Консервативной народной партии Эстонии (EKRE) затеяли восстановление памятника эсэсовцам в поселке Лихула. В начале 2000-х, когда позиции покровителей коллаборационистов были еще не так сильны, памятник пережил несколько коллизий. В 2002 г. его установили в Пярну, затем под давлением антифашистских организаций перенесли в местечко Лихула. Но и там он простоял всего две недели, после чего его перевезли в Лагеди под Таллином и установили возле частного музея за свободу Эстонии.

Но об этом монументе с надписью «Эстонским мужчинам, воевавшим в 1940-1945 против большевизма и во имя восстановления независимости Эстонии» поклонники 20-й эстонской гренадерской дивизии Ваффен-СС, как видим, не забыли и инициируют придание ему официального статуса. Эту идею горячо поддержал председатель парламента Эстонии Хенн Пыллуаас. По его словам, «хотя солдат на памятном знаке и был облачен в неправильный мундир (т.е. эсэсовский мундир. – С.П.), зато его враг был правильным». Депутат Европарламента от этой же партии Яак Мадисон продолжил мысль спикера парламента: «В 1944 году у эстонцев не было особого выбора, в какой форме воевать против большевиков и Красной армии».

Политиков совершенно не беспокоит тот факт, что, как верно пишет живущий в Таллине известный русский журналист Димитрий Кленский, у эстонцев, воевавших в составе 20-й гренадёрской дивизии СС, «руки по локоть в крови». В ходе карательных операций они немало «повоевали» против мирного населения северо-запада России, а также в Белоруссии и Словакии.

Из слов премьер-министра Эстонии Юри Ратас о памятнике: «Я считаю, что ему место в Лагеди», кому-то может показаться, что уж глава кабинета против инициативы, попахивающей неонацизмом. На самом деле, он лишь против возвращения монумента на прежнее место, а так, что ж, пусть существует… Такой вот ползучий коллаборационизм демонстрирует одно из первых лиц государства.

Балтийские лидеры потому еще ведут себя так свободно, что уверены в полной поддержке со стороны европейских демократов. Не далее, как на прошлой неделе комитет Парламентской ассамблеи ОБСЕ отклонил предложенную Россией резолюцию о борьбе с нацизмом. Она включала в себя пункты о противодействии героизации нацистского движения, в том числе бывших членов организации Ваффен СС.

Зампред Госдумы, глава российской делегации в ПАСЕ Петр Толстой констатирует: «ПА ОБСЕ отвергает очевидные факты, закрывая глаза на возрождение и героизацию нацизма в ряде стран, тем самым поддерживая и одобряя марши СС, воспевание пособников фашизма, акты вандализма в отношении памятников освободителям Европы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *