Стало известно о прошедшем телефонном разговоре между Владимиром Путиным и Петром Порошенко. Главная тема разговора – обмен удерживаемых обеими сторонами лиц. «Актуальные комментарии» побеседовали с политологом, заместителем директора Центра политической конъюнктуры Олегом Игнатовым о позитивных аспектах разговора, перспективах по обмену пленными и ситуациях с Вышинским и Сенцовым.
О позитивных моментах
В первую очередь, я бы оценил сам факт разговора как позитивное событие. Несмотря на произошедшие в последние годы события и разрушение двухсторонних отношений между Россией и Украиной, факт того, что президенты двух стран общаются и пытаются обсуждать пути разрешения проблем, может самым лучшим образом повлиять как на проблемы в двусторонних отношениях, так и на ситуацию на востоке Украины.
Позитивный момент и в том, что обе стороны «публичат» переговоры. Если вы помните, в прошлом году тоже были различные телефонные переговоры, но о них становилось известно немного позднее и постфактум.
Сейчас обе стороны раскрывают факт переговоров и пытаются решить конкретные вопросы.
Об обмене пленными
Что касается обмена пленными, то в конце прошлого года произошел обмен, и с тех пор стороны больше пленными не обменивались. И тогда Путин сказал, что нужно продолжить эту позитивную динамику и договориться о втором пакете обмена пленными в январе-феврале этого года, но тогда в контактной группе результата достичь не удалось.
Я думаю, что если они разговаривали напрямую, то удастся сдвинуть этот процесс с мертвой точки и совершить второй этап обмена пленными, который был заморожен.
О Вышинском и Сенцове
Кроме того, есть известная ситуация с Вышинским, который на Украине находится в заключении, и с Сенцовым. Это очень напряженная ситуация. Я думаю, что перед ЧМ-2018 это (обмен пленными) было бы очень сильным шагом со стороны России и позитивно повлияло бы на ее имидж. А также позволило бы снять напряжение вокруг истории с Сенцовым, если бы Россия и Украина договорились об обмене украинских граждан, которые находятся в России (может быть, не обо всех, а о случае с Сенцовым) на тех российских или украинских граждан, которые находятся в заключении на Украине. Это сняло бы напряжение вокруг этой истории – там были и открытые письма, и мощная информационная кампания на Западе в поддержку Сенцова. Чтобы не произошло трагедии во время ЧМ-2018, было бы правильно поставить точку в этой истории.
О перспективах работы в минском формате
Нам остается надеяться на то, что разговор Порошенко и Путина – сигнал того, что работа в минском формате может быть активизирована. Я видел сообщения СМИ о том, что они обсуждали минские соглашения, но тот факт, что это обсуждают напрямую без посредников Путин и Порошенко, я бы оценил позитивно. Только такие прямые переговоры могут вывести ситуацию из тупика.
Но еще будет встреча нормандского формата 11 июня. Каких-то больших ожиданий от встречи нет, но, возможно, они будут что-то обсуждать, касающееся повестки этого мероприятия. Хотя, пока я бы с осторожным пессимизмом оценил бы то, что сейчас можно как-то разморозить этот процесс. Остается ожидать конкретных результатов и конкретных решений, если они будут обнародованы.