Хорошая мина при плохой игре: голландцы пытаются переиграть ситуацию с MH17

Хорошая мина при плохой игре: голландцы пытаются переиграть ситуацию с MH17

Парламент Нидерландов одобрил требование к правительству страны выяснить роль Украины в катастрофе малайзийского «Боинга» в июле 2014 года в Донбассе, сообщает «Интерфакс». На официальном сайте законодательного ведомства размещено соответствующее заявление. Автор инициативы — депутат от Христианско-демократической партии Крис Ван Дам 1 октября вынес ее на рассмотрение, и депутаты единогласно проголосовали за это предложение.

«Дальнейшее расследование того факта, что воздушное пространство над Украиной не было закрыто, единогласно одобрено», — написал он в Twitter.

На прошлой неделе глава МИД Нидерландов Стеф Блок заявил, что не видит оснований для расследования, при этом он не стал возражать против его проведения. Также глава ведомства предупредил о возможных сложностях при этом расследовании, поскольку потребуется сотрудничество с Россией. 

«Речь идет также об их воздушном пространстве», — отмечал тогда министр.

О трагедии

Катастрофа с самолетом «Малайзийских авиалиний» произошла 17 июля 2014 года, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом MH17, был сбит в зоне вооруженного конфликта в Донбассе. Все находившиеся на борту 298 человек погибли.

На борту находилось 283 пассажира, из которых 80 несовершеннолетних, в том числе трое малолетних (возрастом до 2 лет) детей: двое малайзийцев и один индонезиец. Среди пассажиров рейса находилось шесть делегатов, направлявшихся на XX международную конференцию по борьбе со СПИДом в Мельбурне (Австралия), включая нидерландского исследователя Юпа Ланге. В числе погибших также были: сенатор от Партии труда Нидерландов Виллем Виттевен, австралийский писатель Лиам Дэвисон, пресс-секретарь Всемирной организации здравоохранения Гленн Томас, Шри Сити Амира — вторая жена деда премьер-министра Малайзии Наджиба Тун Разака.

Совместная следственная группа (ССГ)

Комиссия Совета безопасности Нидерландов, расследовавшая причины катастрофы, 13 октября 2015 года обнародовала доклад, из которого следовало, что самолет был сбит ракетой класса «земля-воздух», выпущенной из зенитно-ракетного комплекса «Бук». В 2018 году Нидерланды и Австралия признали результаты расследования по этому делу Совместной следственной группы (ССГ), в которую входили Австралия, Бельгия, Малайзия, Нидерланды и Украина. В мае 2018 года ССГ был опубликован доклад, в котором утверждалось, что ракета, выпущенная по самолету «Малайзийских авиалиний», могла быть доставлена из 53-й зенитной ракетной бригады российской армии, расквартированной под Курском. Все обвинения в причастности к крушению самолета Россия отвергла.

В декабре 2018 года глава МИД Нидерландов Стеф Блок направил послание в парламент своей страны, в котором сообщил, что Гаага изучит возможность передачи этого дела в международный суд. В ноябре 2018 года родственники 55 нидерландцев, погибших в крушении рейса MH17, подали иск против России в Европейский суд по правам человека.

Весной текущего года, премьер Малайзии Махатхир Мохамад подверг сомнению факт причастности России к гибели рейса MH17 из-за отсутствия неопровержимых доказательств. Также он отметил, что все выводы по расследованию, также как и проведение экспертизы, готовились заинтересованными сторонами.

Мнение эксперта

Корреспондент издания «НьюИнформ» попросил прокомментировать ситуацию с новым расследованием военного эксперта, главного редактора информационно-аналитического центра «Кассад» Бориса Рожина. Он отметил, что формально власти Нидерландов заявили, что они заинтересованы в изучении российских доказательств и улик, но при этом, в предыдущие годы, когда эти улики предоставлялись, они их показательно игнорировали и не учитывали.

«Новое расследование связано с тем, что один из участников расследования с малайзийской стороны заявил о непризнании итогов расследования, которое они назвали ангажированным и политически мотивированным с целью обвинить Россию. Так как не получилось создать некое единое мнение, которое обвиняло бы Россию, сейчас они вынуждены как-то изворачиваться и хотя бы имитировать объективное расследование и рассматривать роль Украины, которая сама занималась этим расследованием, т.е. имела возможность для фабрикации или сокрытия различных фактов», — пояснил эксперт.

Рожин уточнил, что сейчас рассматривается один лишь вопрос – как «Боинг» оказался на территории Донбасса, хотя по поводу роли Украины тоже есть еще очень много вопросов, хотя при этом — публично не заявлялось, что они будут рассматриваться.

«Пока это выглядит как попытка сделать хорошую мину при плохой игре, потому что, если настаивать на том расследовании, которое проводилось, очевидно, что даже на Западе оно не пользуется должной репутацией, и поэтому будут попытки как-то его доработать, исследуя роль Украины, а потом заявить, что да, расследовали, ничего не нашли , а потому, верьте нашему первоначальному расследованию», — объяснил военный эксперт.

«Если бы комиссия изначально рассматривала и российские, и украинские факты — это одно, а так получилось, что была только украинская версия, причем у нее был прямой мотив скрывать неудобные факты и игнорировать вещественные доказательства и показания свидетелей. Поэтому сейчас голландцы стараются переиграть ситуацию, потому что они сами оказались запятнаны, тем более, что одна из пострадавших сторон заявила о том, что все расследование ангажировано. А для них, для политиков, это означает, что все они участвовали по подготовке ангажированного расследования трагедии, в которой погибло 65% граждан Нидерландов», — заключил эксперт.

Василий Шевченко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *