Нынешнее лето для официального Бишкека получилось слишком жарким. В стране вспыхивали народные волнения, коррупционные скандалы, межэтнические конфликты, перестрелки на границе. В такой обстановке в Киргизии успешно прошло заседание Межправительственного совета ЕАЭС.
Политический сезон начался 5 июня с межэтнических столкновений в селе Орок Чуйской области. Обычная бытовая ссора двух подростков переросла в погромы. Толпа разбила окна в 15 домах местных турок и сожгла сеновал, двое были госпитализированы.
Выехавший на место событий полпред (губернатор) Туйгунаалы Абдраимов умудрился поругаться с журналистами. В итоге премьер-министр был вынужден раскритиковать чиновника и отправить в отставку. В свою очередь, турецкий посол Женгиз Камил Фырат, также поехавший в Орок к беременной сотруднице посольства, вызвал этим небольшой дипломатический скандал. МИД КР вручил ему ноту, призывав проявлять сдержанность и не вмешиваться во внутренние дела Кыргызстана. В ответ Анкара тоже вручила кыргызскому послу ноту, отметив, что их посол ни во что не вмешивался, а исполнял свои профессиональные обязанности.
В этом же месяце Жогорку Кенеш лишил бывшего президента Алмазбека Атамбаева неприкосновенности, статуса экс-президента, привилегий, а Генпрокуратура завела ряд уголовных дел по серьёзным обвинениям.
А. Атамбаев назвал эти действия незаконными и отказался подчиняться властям. В частности, трижды проигнорировал повестку на допрос в прокуратуру. Не добившись своего и желая продемонстрировать силу, власти не придумали ничего лучше, как 7 августа послать элитный спецназ ГКНБ (предназначенный для борьбы с терроризмом) для силового привода на допрос. Чем это обернулось, все видели по недавним трагическим событиям в селе Кой-Таш.
22 июля серьёзный инцидент произошёл на кыргызско-таджикской границе между жителями кыргызского села Ак-Сай и таджикского анклава Ворух. Один человек погиб, несколько были ранены, сотни жителей близлежащих сёл временно эвакуированы. И всё это случилось прямо накануне визита президента Таджикистана в Кыргызстан, который всё-таки состоялся и прошёл успешно.
Свою лепту в дестабилизацию обстановки внесли и жители Нарынской области. На золоторудном месторождении Солтон-Сары 3 августа возник конфликт между местными жителями и китайскими рабочими компании Zhong Ji Mining company, занимавшейся добычей золота. После проведения очередных взрывных работ на руднике над местностью появилось странное облако жёлтого цвета. Через несколько дней у местных жителей начался падёж скота. Придя к выводу, что причиной является деятельность компании, несколько сотен мужчин двинулись к руднику: требовать прекратить работу. Китайские рабочие стали закидывать камнями «гостей», произошла стычка. Десятки человек, в основном китайцы, были госпитализированы.
Посольство КНР в Бишкеке жёстко отреагировало на происходящее, потребовав наказать виновных. Тем временем протестующие и не думали расходиться, стали готовиться к перекрытию стратегической автодороги. Лишь официальное заявление вице-премьер-министра о том, что Zhong Ji Mining company временно приостанавливает свою работу, а требования митингующих будут выполнены, охладило пыл, и люди разошлись.
Премьер-министры не побоялись приехать
В такой тревожной атмосфере, когда сторонники арестованного Алмазбека Атамбаева отправились из Кой-Таша митинговать в Бишкек, в КР стали прибывать премьер-министры стран ЕАЭС. «Прилетев в Кыргызстан, Пашинян по привычке хотел отправиться на митинг, но его уговорили пойти на запланированный саммит» – так в шутку прокомментировал местный журналист приезд премьер-министра Армении, который еще совсем недавно сам был в оппозиции и пришел к власти на митинговой волне.
Тем не менее все главы правительств, как и было запланировано, своевременно прибыли в курортный город Чолпон-Ату, где и провели межправсовет Евразийского союза. Премьеры официально никак не стали комментировать происходящие в республике события, сосредоточившись на евразийской повестке.
Политолог из Кыргызстана Игорь Шестаков в интервью «Ритму Евразии» прокомментировал итоги саммита. По его мнению, сложная обстановка в стране проведения лишний раз доказала нужность Евразийского союза.
– Одним из главных моментов этого саммита я бы назвал то, что приехали все премьер-министры стран Евразийского экономического союза. Если для сравнения мы возьмём практику саммитов СНГ (несмотря на то, что в нем больше участников), то там далеко не всегда приезжали представители уровня премьер-министра или президента.
Это демонстрирует то, что государства ЕАЭС действуют в едином экономическом и политическом фарватере. Если Союз не был бы выгоден какому-либо участнику, то наверняка премьер-министр этой страны мог запросто проигнорировать саммит. Поэтому достаточно символично, что в пятилетие объединения в Кыргызстан прибыли все главы правительств.
Второй важный момент состоит в том, что в канун их приезда разразился серьёзный внутриполитический кризис, который привёл к достаточно радикальным событиям вокруг экс-президента Алмазбека Атамбаева. Были попытки дестабилизировать обстановку в самом Бишкеке.
Но это не повлияло на принятие Чолпон-Атой такого статусного мероприятия. Таким образом, власть продемонстрировала, что она держит общественно-политическую ситуацию в стране под контролем и на безопасность таких высоких гостей волнения никак не повлияют.
Поэтому я полагаю, что президент и правительство КР в этом плане получили важные внутриполитические дивиденды, – полагает Игорь Шестаков.
Интеграция продолжается
– Что касается непосредственно самого форума, то одним из главных его посылов стало то, что все участники отметили необходимость дальнейшей интеграции, – считает эксперт. – А именно – создания в рамках ЕАЭС условий, при которых документы интеграционного характера были бы в приоритете. Одна из главных проблем, которая существовала все эти годы, – противоречия между национальным законодательством и теми документами, которые принимаются в ЕАЭС.
Вот эти расхождения тормозят и являются одним из ключевых препятствий на пути более успешной интеграции. Важно, что на саммите в Чолпон-Ате все премьеры говорили о необходимости вырабатывать единую правовую нормативную базу, чтобы взаимовыгодное сотрудничество доминировало над теми нюансами, которые заложены в национальных законодательствах.
Стоит отметить заявление Дмитрия Медведева о том, что за время существования ЕАЭС были существенно сокращены административные ограничения. Из 57 административных барьеров 37 удалось устранить. Я думаю, что это важный показатель, хотя в этом направлении ещё многое предстоит сделать. Но на примере Кыргызстана можно сказать, что многие производители экспортно ориентированной продукции уже почувствовали: при правильном оформлении всех необходимых документов стало проще и легче заниматься поставками товаров в ту же Россию или Казахстан (не путать с реэкспортом!).
Это отметил и премьер-министр Кыргызстана, который сказал, что и в дальнейшем необходимо сокращать препятствия для бизнеса, для экспорта продукции. Кыргызстан нередко испытывает это на себе, когда возникают препятствия на кыргызско-казахской границе.
Ещё один важный аспект, который получит реальное продолжение, это подписание соглашения о создании структур, которые бы формировали спрос на аграрную продукцию в странах ЕАЭС. Это особенно важно для фермеров, которые теперь заранее будут знать и понимать, какая сельхозпродукция окажется нужна в текущем году в странах Союза. Ранее нашим сельхозпроизводителям приходилось втёмную выращивать урожай, рискуя, что он не будет востребован.
Участники также вели речь о том, чтобы экономики наших стран в большей мере соответствовали современным требованиям, договаривались о создании финансового рынка, более активном внедрении цифровых технологий. То есть, по сути дела, ЕАЭС демонстрирует реальные векторы, по которым должна строиться организация.
Что ещё стоит выделить, так это то, что большинство вопросов, которые обсуждались, имели конкретный характер. О чём, кстати, говорил премьер-министр Армении, для этой страны, например, очень важен экспорт алкогольной продукции, и её на саммите услышали. Отрадно, что для каждой страны есть возможность вести диалог со всеми и совместно принимать взаимовыгодные решения.
Пятилетний срок существования ЕАЭС, конечно, небольшой, но, судя по итогам Чолпонатинского саммита, Союз оказался организацией, которая реально востребована. Стоит отметить, как мало звучало привычных для такого формата пафосных речей. Их в изобилии было, например, во время саммитов СНГ, при этом участники никуда не двигались, хотя разговоров строилось очень много.