В Риге полным ходом идет ликвидация «наследия», оставленного бывшим мэром Нилом Ушаковым. Сам Ушаков «эвакуировался» в Европарламент, в то время как его бывших соратников задерживают, заводят на них уголовные дела и готовятся окончательно отстранить от руководства городом. Сгущаются тучи над головой и самого экс-мэра.
Расчёт не оправдался
25 мая состоялись выборы в Европарламент, по результатам которых самый известный русский политик Латвии прорвался в высший представительный орган Евросоюза. Н. Ушаков расценивает свой переход в ЕП, как большую победу для всех жителей страны, интересы которых он обещает рьяно отстаивать в Страсбурге и Брюсселе. Его недруги же уверяют, что на самом деле уход бывшего мэра Риги в ЕП является бегством и он просто собирается там пересидеть тяжелые для себя времена.
В конце 2018 года для Ушакова, возглавлявшего не только столицу Латвии, но и крупнейшую в стране оппозиционную партию «Согласие», действительно, настал тяжелейший период. Тут стоит напомнить, что в том году власти страны приняли решение об окончательном переводе государственных школ для нацменьшинств на латышский язык. Это вызвало недовольство многих русских жителей, говоривших, что за свои налоги они могли бы иметь право обучать своих детей на родном языке.
Поскольку большинство латвийских русских традиционно голосуют за «Согласие», они ожидали, что вождь партии Нил Ушаков возглавит общественную кампанию за спасение школ нацменьшинств.
Но Ушаков постарался отстраниться от этой проблемы, и в итоге митинги в защиту школ не набрали особой массовости: мэр Риги дал понять, что подобные акции – удел маргиналов. На октябрь 2018 года были назначены парламентские выборы, и Ушаков надеялся, что по их итогам «Согласие» возьмут в правящую коалицию. Следовательно, надо было делать всё возможное, чтобы не раздражать латышские партии, не настраивать их против себя. Своим сторонникам вожди «Согласия» втихомолку разъясняли, что если их партия станет коалиционной, то проблему со школами можно будет решить без митингов: просто нажав на нужные рычаги в правительстве. Выборы состоялись, и по их результатам «Согласие» одержало формальную победу, создав самую крупную фракцию – 22 депутатских места из 100.
Почему формальную? Расчет согласистов не оправдался – с Ушаковым поступили по принципу «мавр сделал свое дело, мавр может уходить». Несколько месяцев после выборов в Сейме продолжались необычайно трудные переговоры о создании правящей коалиции, но ни при каком раскладе вопрос привлечения «Согласия» даже не ставился. А государственное Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) вскрыло крупные злоупотребления на муниципальном предприятии Rigas satiksme («Рижское сообщение»). Руководство этого предприятия искусственно вздувало стоимость закупаемых в Чехии, Польше автобусов и трамваев, а потом «пилило» получаемые «излишки». Полиция приступила к арестам подозреваемых и провела обыск у мэра города.
Что любопытно, сотрудники антикоррупционных ведомств не отрицали, что вскрытие образовавшихся в Риге «гнойников» можно было начать и раньше – просто до поры правительство «придерживало» стражей порядка, не давая им вцепиться в окружение Ушакова. Сам политик сначала утверждал, что намерен остаться в Риге и бороться до конца, но вскоре передумал и объявил, что будет баллотироваться в Европарламент, благо выборы предстояли совсем скоро, в мае. Вместе с ним решил избираться в ЕП и его многолетний соратник Андрис Америкс, вынужденный из-за дела «Рижского сообщения» подать в отставку с поста вице-мэра.
5 апреля министр по делам регионального развития Юрис Пуце распорядился отстранить Ушакова от должности градоначальника – по мнению министра, мэр так и не смог дать убедительных объяснений по делу Rigas satiksme. Временно исполнять обязанности мэра поставили муниципального депутата Олега Бурова из союзной «Согласию» региональной партии «Честь служить Риге».
Липовые консультанты
В конце апреля программа De facto, выходящая на латвийском телеканале LTV, обнародовала информацию о договорах, заключённых в последние годы между Rīgas satiksme и различными частными консультантами. Выяснилось, что муниципальное транспортное предприятие «консультировали» 28 человек из числа приближённых к экс-мэру Ушакову и функционеров партии «Согласие», в том числе действующие и бывшие депутаты Рижской думы.
Так, член «Согласия» Виктор Пашков за полтора года получил от Rīgas satiksme 42 тыс. евро – за «консультации в сфере безопасности». Совет Пашкова заключался в предложении о том, что «необходимо сократить физическую охрану, а политику безопасности надо строить на технических решениях». В свою очередь, депутат Рижской думы от «Согласия» Игорь Кузьмук за полтора года получил почти 55 тыс. евро – за то, что, по его же собственным словам, «давал советы», как тренировать велокоманду предприятия, как проводить занятия по ушу. Схожую услугу «Рижскому сообщению» оказал депутат Ефимий Клементьев, получивший за пятнадцать месяцев 30 тыс. евро. К числу «консультантов» оказались приобщены не только рижане, и не только из «Согласия».
По итогам всех этих разоблачений в БПБК высказали предположение, что схожая система фиктивных консультантов была выстроена при Ушакове и на других муниципальных предприятиях Риги. Ревизоры пришли к выводу, что самоуправление Риги бесцельно «растратило» за три года через различные муниципальные организации более 20 млн евро из денег налогоплательщиков. В мае БПБК начало уголовный процесс против должностных лиц учреждения «Рижское бюро по развитию туризма» (РБРТ) – о «разбазаривании бюджетных средств, подделке документов и мошенничестве». По мнению Госконтроля Латвии, «освоение средств» производилось и через муниципальный сайт Riga.lv. Этот портал, по словам контролеров, «без какого-либо обоснования» получал крупные дотации из городского бюджета – 4 млн. евро за три года. Деньги использовались «на сомнительные благотворительные схемы, непонятные манипуляции с товарными знаками, а также на выплату зарплат сотрудникам, которые, вероятно, работали лишь фиктивно».
В апреле БПБК завело дело о коррупции в 1-й Рижской больнице – сотрудники антикоррупционного бюро обратили внимание на то, что медучреждение привлекло к целому ряду проектов, воплощавшихся в рамках реконструкции и расширения, одну и ту же строительную фирму. В числе троих подозреваемых, временно задержанных в рамках этого дела, оказался депутат Рижской думы от «Согласия» Геннадий Севастьянов, а его дочь Наталия Злобина, являющаяся главой правления больницы, была допрошена.
Рига опять без мэра
30 мая депутаты Рижской думы большинством голосов выбрали новым мэром столицы депутата Дайниса Турлайса («Честь служить Риге») – некогда военнослужащего советской армии, экс-главнокомандующего Национальными вооруженными силами, бывшего главу МВД государства. Но работа у нового мэра не задалась: спор за распределение должностей в команде Турлайса оказался столь ожесточённым, что привел к ссоре и коалиционному расколу. Из фракции «Согласия» исключили четверых депутатов, отказавшихся поддержать выдвижение своего однопартийца Сандриса Бергманиса на должность вице-мэра Риги, а Олега Бурова – в правление Рижского свободного порта. «Бунтари» Вадим Баранник, Валерий Петров, Алексей Росликов и Виталий Дубов сколотили собственную «Фракцию независимых депутатов» и начали словесную «войну» против бывших сопартийцев.
Уже 20 июня Д. Турлайс потерял пост – за его отставку проголосовали все депутаты фракций, находящихся в Думе в оппозиции, плюс четыре депутата, исключенных из «Согласия». Исполняющим обязанности градоначальника вновь стал Олег Буров. В соответствии с законодательством, если в течение двух месяцев не будет избран новый градоначальник, Сейм вправе инициировать роспуск Рижской думы. А выбрать мэра будет сложно, учитывая резкую поляризацию противников, обладающих примерно равными силами. В этом плане четвёрка «раскольников» получила в буквальном смысле «золотые» голоса.
Глава фракции партии «Новое единство» в Рижской думе Вилнис Кирсис дал понять, что хочет добиваться внеочередных выборов. По его мнению, только так можно «перенять власть в Риге по существу». Получается, что планом оппозиции является искусственное затягивание избрания нового мэра столицы. Впрочем, у оппозиционеров имеется и «план Б» – не доводить дело до досрочных выборов, а сразу выставить своего кандидата в мэры. Уже высказывалось мнение, что таким кандидатом могла бы стать депутат самоуправления от Национального блока Байба Брока.
29 июня Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией по запросу упомянутого выше Ю. Пуце начало следствие с целью выяснить факты и обстоятельства возможных нарушений закона, допущенных Ушаковым на посту мэра Риги. Его подозревают в «превышении полномочий», «халатности» и «самоуправстве», проявленных в отношении предприятия Rīgas Satiksme. Более того, в кабинете Ушакова в Рижской думе был обнаружен предмет, признанный «устройством стратегического назначения». По латвийскому законодательству, физическим лицам запрещено приобретать, хранить и использовать подобные устройства. «Как я понял из описания, речь идёт о клееном картонном альбоме, в который были вклеены камера и микрофон. Сам факт, что у меня в кабинете нашли такую поделку из серии кружка юных любителей электроники, вызвал у меня, мягко выражаясь, немало удивления», – откликнулся Нил Ушаков.
На днях исключенные из «Согласия» Росликов, Баранник, Петров и Дубов заявили, что готовы поддержать продвигаемого партией «Честь служить Риге» кандидата в мэры Олега Бурова и согласны создать коалицию из трёх фракций. В Рижской думе – 60 депутатов, для назначения кандидату в мэры нужен 31 голос. Вполне вероятно, что «отщепенцы» договорятся и с ЧСР, и со своими бывшими однопартийцами, а Буров, таким образом, наберёт вожделенные голоса.
О моральном облике этого человека свидетельствует тот факт, что недавно он, чтобы подольститься к латышскому избирателю, публично заявил, что никогда не отмечал праздник 9 мая и что его дочь не участвовала в митингах в защиту школ нацменьшинств. Полная беспринципность ради возможности прорваться к власти!