Киев вразвес и на вынос

Киев вразвес и на вынос

Вашингтон ищет покупателя для Украины и проводит кастинг новой власти

США недовольны украинской властью и ведут поиск альтернативных элит, готовясь передать Украину в сферу интересов стран ЕС или даже России. Об этом пишет украинский портал «Вести»

По мнению «Вестей», киевские власти потеряли контакт с командой избранного президента США Дональда Трампа. Издание обращает внимание, что впервые на связь с Киевом Трамп вышел только через неделю после своей победы, а сразу после оглашения итогов голосования украинскому лидеру удалось поздравить победителя лишь опосредованно — через посла США на Украине Мари Йованович, что, по мнению «Вестей», является «мощным сигналом» из Вашингтона о крайнем раздражении Киевом.

«Украина играла на поле Клинтон, а у Пола Манафорта (политтехнолог Трампа, вынужденный покинуть избирательный штаб республиканца после скандала с „черной бухгалтерии» Партии регионов — ред.) хорошая память — и куда лучше она у самого Дональда Трампа. Такое не прощают», — заявил «Вестям» советник Манафорта.

По мнению издания, Трамп пока не определился по украинскому вопросу. Нет у президента и людей, которые бы занимались Украиной. Эксперты считают, что велик риск того, что он пойдет на сделку с Россией.

«Вести» так же отмечают, что президент Порошенко не откажется от второго срока, и его команда уже работает над планом сохранения за ним президентского кресла, для чего разработаны две модели — «спарринг-партнер» и «преемник».

На этом фоне лидеры оппозиции президенту пытаются наладить контакты в будущем Госдепартаменте. Так в США отправился связной от Юлии Тимошенко экс-глава СБУ Валентин Наливайченко. Издание также не исключает, что поддержкой Вашингтона пытаются заручиться экс-губернатор Одесской области Михаил Саакашвили и олигарх Ринат Ахметов, в свое время сотрудничавший с Полом Манафортом в бытность работы последнего политтехнологом «Партии регионов». По мнению «Вестей», в настоящий момент среди оппозиции ведется кастинг на роль возможного украинского лидера на тот случай, если власть попадет в жесточайший кризис.

— США — это штаб транснациональных корпораций, — убежден замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.

— Обама всегда действовал в интересах транснациональных элит, в интересах глобалистов, для которых Европа — большой рынок, а Россия — серьезный соперник. Отсюда проект Трансатлантического партнерства, который окончательно превращал европейские государства в сателлитов США. Отсюда и миграционный кризис, который сделал Европу еще более уязвимой, а значит, потенциально зависимой от более сильного игрока, то есть Соединенных Штатов. Отсюда и кризис на Украине, который с одной стороны препятствовал развитию связей между Европой и Россией, а с другой — провоцировал системные проблемы в российской экономике и политике. В отношении России план практически провалился, а с Европой удалось достичь многого — если не хаоса, то политической турбулентности и экономических проблем.

Трамп в период избирательной кампании анонсировал свою внутреннюю политику как политику в интересах реального сектора экономики. Это подразумевает другой подход и к внешнеполитической доктрине. Впрочем, об этом он также заявлял, обещая не свергать режимы и не устраивать революции по всему миру. Отказ от идеи Транстихоокеанского партнерства, аналогичного Трансатлантическому, уже заявлен. Европе предложено самой платить за свою безопасность, то есть содержать инфраструктуру НАТО за собственный счет. Это позволяет сделать вывод, что и гражданская война на Украине также не может входить в зону интересов Трампа. Никаких преференций реальному сектору американской экономики, за исключением военно-промышленного комплекса, она не несет. Но сопутствующие риски в данном случае выше, чем доходы от продажи оружия. И судя по всему, это для Трампа станет определяющим. Ссориться с Владимиром Путиным ради нескольких сотен миллионов долларов от продажи вооружений Порошенко, по-моему, не в логике Трампа. Будучи изначально бизнесменом, он, полагаю, будет выбирать для диалога сильных партнеров, а не тех, кто выстроился в очередь к Белому дому за «похлебкой» дешевых кредитов.

— «Вести» пишут, что США готовы передать Украину ЕС или России. Так ли это, и кому передадут? И главное: кто захочет взять и в каком виде?

— Проблемы Украины — это, конечно, проблемы и Европы, и России, как соседей этой несчастной страны. Решать их нам рано или поздно придется вместе с Европой, сообща. Это было ясно изначально. Никого не устраивает хаос в центре Европы, но для России «украинский вопрос» — это личный вопрос. Он проходит через многие семьи. Возврат к добрососедским отношениям России и Украины неизбежен, и именно Россия будет играть определяющую роль в восстановлении украинской экономики. Но это произойдет, конечно, только после смены режима на Украине.

Что касается европейцев, то Украина — большая страна, и места инвесторам из разных стран там хватит. Главное, чтобы эти инвестиции помогали восстанавливать «незалежную», а не растаскивать ее богатства. Как это происходит сейчас, например, когда в обмен на европейские кредиты варварски вырубается и вывозится за границу лес из Карпат.

— В прошлом месяце украинские СМИ писали о том, что американские юристы подготовили для Трампа новую стратегию, согласно которой Вашингтон соглашается признать Крым де факто (но не де юре) в обмен на то, что Москва становится основным финансовым донором для Украины. Возможно ли это?

— Рассчитываю, что Россия будет выстраивать экономические отношения с Украиной, в первую очередь, на взаимовыгодной основе и ни о каких политических разменах речи не пойдет. Если для кого-то результаты референдума в Крыму не есть непреложный факт, это не означает, что мы должны подстраиваться под такую логику. Что касается взаимовыгодных отношений с Украиной, они не отменяют, конечно, нашей безвозмездной гуманитарной помощи тому же Донбассу. В остальном любые инвестиции должны быть обеспечены юридическими гарантиями. Так бездумно закачивать деньги в Украину, как это сейчас делает Запад, Россия, надеюсь, больше не будет.

— Украинские СМИ также пишут, что никто не займется Украиной, пока не решат с Сирией. Так ли это? «Вести» предсказывают, что вопрос с Украиной начнут решать не раньше лета 2017-го года. Возможно ли синхронное решение вопросов? Ранее многие эксперты говорили о возможности «обменов» на этих двух направлениях…

— И сирийская, и украинская проблемы имеют решения, но не одна за счет другой, а каждая — своё. Их роднит только то, что в обоих случаях Соединенные Штаты выступают на стороне путчистов. Просто на Украине переворот удался, а в Сирии — нет. Чем скорее США откажутся от вмешательства во внутренние дела обеих стран, тем быстрее их проблемы будут решены.

— Вашингтон не просто недоволен нынешними киевскими властями: новой администрации США вообще не нужна Украина — считает профессор МГУ, доктор политических наук, член Научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло.

— Нынешняя администрация Украины — ниже всякой критики, это вообще нечто, не поддающееся описанию. В западной корпорации Порошенко и его соратники в роли менеджеров не продержались бы и дня. Именно поэтому Трамп не собирается дальше мириться с такими «продажниками» своего отечества — он их просто уволит. Может ли он это сделать буквально? Может. Хотя и не в форме прямого президентского указа. Что касается самой Украины как проекта, то этот проект Трампу также не нужен, и он постарается его спихнуть либо Европе («подарив»), либо России. По этому поводу американскими политиками, близкими к Трампу, уже сделано достаточно заявлений.

— А кому все же, Европе или России? И нужен ли Брюсселю или Москве этот «токсичный актив»?

— Трамп попытается сбыть этот «токсичный актив» тому, кто хоть что-то за него даст. Если покупателей не найдется (а дураков нет), то Трамп просто подарит Украину Европе или России, либо просто бросит ее на произвол судьбы. Он ведь прекрасно понимает, что Украина географически расположена на границе ЕС, и Европе так или иначе придется ей заниматься, вливать деньги в ее экономику, хотят европейцы того или нет. Потому, что если ЕС не будет вливать в Украину свои миллиарды, Украина пойдет по балканскому сценарию и станет для Европы вторым Косово, только раз в десять более опасным. Для Европы в этом случае идеальным вариантом представляется уступить Украину России и сделать так, чтобы Россия ее взяла себе (в том числе, в виде своего нового региона) и затем занималась ее восстановлением. Вот увидите, скоро европейские политики наперебой будут просить Россию забрать этот непутевый осколок Советского Союза. Ради, кстати, сохранения тех самых «общеевропейских ценностей», для защиты которых в 2013 году был собран «Евромайдан».

— Представитель компании-газодобытчика Burisma Holdings (в состав ее правления входит сын нынешнего вице-президента США Джо Байдена Хантер) намекнул, что Вашингтону уже не нужен украинский сланцевый газ, и напомнил, что Трамп ставит задачу развивать внутреннюю нефтедобычу и разработку сланцевых месторождений. Есть ли у Запада еще какие экономические интересы на Украине? Или исключительно геополитические — сдерживать Россию?

— Экономических интересов США в Украине, скорее всего, нет — на этой территории невозможно делать бизнес. Более того, для США Украина — это одна большая проблема (для Европы эта проблема еще больше). Что касается возможности использовать Украину для сдерживания России в будущем, то я уверен, что Трамп не пойдет по этому пути: во-первых, это — тупой способ воздействия, который не дает результатов, зато заметно озлобляет своих бывших партнеров; во-вторых, Трампу вообще, скорее всего, непонятно, зачем сдерживать Россию, если можно с ней сотрудничать, вместе делать деньги и добиваться предсказуемости и сбалансированности ее внешней политики благодаря огромному числу деловых и иных связей между нашими странами. Концепт сдерживания уходит в прошлое.

— «Вести» пишут, что среди оппозиции ведется кастинг на роль возможного украинского лидера. Кто, по-вашему, мог бы им стать? И надолго ли?

— Сложно сказать. Среди оппозиции нет харизматичных, а главное — ответственных фигур, а те, кто уже были во власти и всеми силами стремятся туда вернуться (Тимошенко, например), не понимают, что они уже давно вышли в расход. Я бы порекомендовал выдвинуть в президенты Кличко — он бы на этом посту внес бы заметный вклад в развитие украинского языка, ораторского искусства и культуры речи.

— Издание отмечает, что команда Порошенко, в свою очередь, работает над планом сохранения позиций, разрабатывая две модели — «спарринг-партнер» и «преемник». Насколько, по-вашему, эти модели реалистичны? Откажется ли Порошенко от второго срока?

— Вряд ли Порошенко откажется от второго срока: во-первых, он уже познал вкус власти, ему нравится быть первым паном на деревне; во-вторых, его могут и не отпустить (сам по себе Порошенко — фигура слабая, нерешительная и управляемая, это типичный «мямля»).

Что касается обеих моделей, то обе они реальны и отработаны до блеска в общемировой практике. Порошенко попытается подобрать себе комфортного спарринг-партнера, но удастся ли это ему сделать в нынешних условиях, когда в эту идиллию обязательно попытаются вклиниться более серьезные фигуры — это большой вопрос. Операция же «преемник» возможна только в том случае, если Порошенко поддержит силовой блок, потому что сразу после этого Петра Алексеевича обвинят в «москальстве», в том, что он — агент Путина, и будет третий «Майдан».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *